Сибирские огни, 2005, № 12
лывано-Воскресенских рудниках и заводах. Он представил в Горный совет проект л сооружения большой рельсовой конной дороги от Змеиногорска до Алея и от этой X реки до Барнаульского бора общей протяженностью около 120—150 км. Планом предусматривалось также строительство рельсовой чугунной дороги на конной тяге 3 от рудника к заводу в самом Змеиногорске. Кроме того, П.К. Фролов предлагал соору- ^ дить сеть каналов и таким образом связать водным и железнодорожным сообщением X рудники, заводы, пристани, лесоразработки в единый экономический организм», к Проект П.К. Фролова был вынесен на обсуждение Горного совета в мае 1802 г. <3 и, вероятно, поверг в изумление его членов своим размахом и смелостью. В то rg время ни в континентальной Западной Европе, ни в США не было рельсовых дорог. < Только в Англии были рельсовые подъездные пути к шахтам и металлургическим § заводам. Во Франции железные дороги начали строить в 1823, в США в 1827 гг. Ссы- Сч лаясь на отсутствие необходимых средств и рабочей силы для проведения столь ^ масштабных работ, Горный совет дал разрешение только на строительство чугунной -< рельсовой дороги на конной тяге в Змеиногорске. Непосредственно сооружением дороги занимался М.С. Лаулин. * 8 ^ Строительство дороги было начато еще до этого решения в 1806 г. и в основном ijjA закончено летом 1809 г. Перевозка руд по «Англицкой чугунной дороге», как ее стали называть в народе, началась 24 августа 1809 г. и продолжалась всего три дня. С рр 27 августа по 1 сентября производился ремонт не выдержавших тяжести груза ваго- О неток. После ремонта работа возобновилась, но вскоре вновь была остановлена для а поправок различных деталей как вагонеток, так и самой дороги. Необходимо отме рь тить, что достройкой дороги, в связи с командировкой летом 1809 г. П.К. Фролова в 3 Томскую губернию и отъездом М.С. Лаулина, руководил С.А. Аистов, а строил ших- w тмейстер Зуев. § П.К. Фролов в рапорте в Канцелярию заводов от 14 ноября 1810 г. указывал, что (j основные технические параметры построенной чугунной дороги заимствованы им зд из «Анналов искусств и рукоделия», издаваемых на французском языке. В XVIII S томе этого издания описана чугунная дорога, построенная инженером Б.Уайеттом И на каменоломнях лорда Пенрина в Англии. Однако дорога П.К. Фролова не являлась, 2 как отмечал еще краевед Н.Я. Савельев, копией дороги Б.Уайетта. Она отличалась р§ более экономичным и эффективным профилем рельсов, способом их крепления, наличием искусственных сооружений — виадуком, мостом, насыпью. «Это была не только одна из первых в мире рельсовых дорог, но и первая в мире надземная желез ная дорога, с первым в мире железнодорожным мостом». Хотя дорога, не по вине Фролова, работала далеко не в полную нагрузку, она заменила труд 300 крестьян. Одна лошадь на рельсовой дороге заменяла 25 лошадей на обыкновенной. Все руды Змеиногорского рудника отныне доставлялись на завод только по рельсовой дороге. С 1809 по 1817 гг. было перевезено 2739108 пудов. «Несмотря на небольшие размеры Змеиногорской дороги (менее 2 км), — пи сал историк В.Виргинский, — ее сооружение занимает важное место в предыстории русского рельсового транспорта. Фролова следует считать одним из основополож ников проектирования рельсовых путей в России и создателем ряда элементов буду щих рельсовых дорог». Не сбылась мечта Фролова о железнодорожном пути между Змеиногорском и Барнаулом: за два века последующие поколения не раз возвращались к идее знаме нитого земляка, но так и «замылили» ее в разговорах. Вот и дежурю я на тракте в ожидании попутки, а мог бы гонять чаи в уютном купе, мечтая о завтрашней летной погоде. ДОРОЖНЫЕ ВСТРЕЧИ После почти часового топтания на обочине и дюжины нервно выкуренных си гарет меня подбирает иномарка с новосибирскими номерами. — Для путешествия автостопом больше подходит Европа,— приветливо улыба ется водитель, — а на наших дорогах и зазимовать можно. — Почему?— удивляюсь я необычному приветствию. — Во-первых, по вечерам на трассе, скорее, пусто, чем густо. Во-вторых, боят ся. Инстинкт самосохранения дороже случайного заработка. Не привык еще сибир- I g 4 ский водитель рисковать за пару сотенных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2