Сибирские огни, 2005, № 12

ВАЛЕРИЙ СЛОБОДЧИКОВ ЗАЧАРОВАННАЯ КОЛЫВАНЬ Аргумент устрашающий, но и убедительный. Шесть часов автобусной дремы, и я в Змеиногорске. День уходит на подготовку к походу: меняем гусеницы на снего­ ходах, грузим их и нарты на прицеп, стартовать будем из Лазурки, именно там конча­ ются все автомобильные дороги и начинается царство снегов. Здешние школьники весьма изобретательны. Казалось бы, из самого бросового металлолома собирают они самодельные вездеходы, которым не страшны окрест­ ные болота и буераки. Зимой юные лазурцы устраивают даже гонки, не боясь увяз­ нуть в многометровых сугробах. Одно такое чудо техники припарковано возле дома Володи Косачева. Пока мои спутники по снежному десанту увязывают на нартах груз, знакомлюсь с техническим творением местных самоделкиных. Ржавая мото­ циклетная рама. Вместо переднего колеса к вилке приклепана лыжа. Мотор от «Ура­ ла». Тяговую силу создают две камазовские камеры, для пущей проходимости пере­ тянутые ремнями. Эх, было бы время, промчался бы с ветерком по заснеженной Лазурке, но груз увязан — пора в дорогу, для самостоятельности у меня полномочий нет, в этой командировке я с оказией, основная же цель нашей поездки — поменять смену инспекторов по охране заповедника на Белорецком кордоне. «Буран» в целях моей же безопасности (не дай Бог скувырнусь где-нибудь с обрыва и сверну себе шею) мне не доверяют, управлять снегоходом будет Володя Косачев, мое же место — на запятках нарт. — Держись за эту раму,— инструктирует Кондрашкин.— Ногами подпружин вай на ухабах, а то свалишься. Да и ты не ленись, оглядывайся почаще,— наставляет Юрий Александрович моего ездового,— а то потеряешь корреспондента, некому будет описывать наш героический десант. Пока идем по равнине, наслаждаюсь здешними пейзажами — подступающие к околице горы, островерхие вершины пихтача рельефно смотрятся на фоне искря­ щихся в закатном солнце снегов. Саша Панкратов, который при знакомстве неизмен­ но добавляет, что он не Черный, а Рыжий, дурашливо выписывает виражи по засне­ женному полю. Все надеется, что попадет в кадр, но вести фотосъемку Кондрашкин мне запретил строго-настрого. В правоте наказа друга я убеждаюсь уже через пару километров, когда тропа ныряет в густой пихтач, и теперь уже Косачев выписывает виражи между деревьев: снегоход то и дело проваливается в незаметные глазу лож­ бины, ветки норовят отхлестать по щекам... Тряпичной куклой болтаюсь я на запят­ ках нарт, до боли в пальцах сжимаю спасительную раму, думая лишь об одном — как бы не свалиться и не опозориться перед мужиками. Через час бешеной гонки от постоянного напряжения наливаются ломотой икры ног. Юра, сжалься, мысленно молю я, тормозни хотя бы для пятиминутного переку­ ра, а то кувырнусь в сугроб и больше не поднимусь. Но спасает меня от неминуемо­ го позора не Кондрашкин, а открывшаяся моему взору гора Ревнюха. Оказывается, она давно маячила перед нами, но разглядеть ее было некогда,— все внимание заби­ рала дорога. В ранних сумерках все три снегохода собираются на поляне перед обрывом. Внизу Ревневская каменоломня, описание которой подробно дано в историческом очерке «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае. 1802—1902 гг.». Издан он был к 100-летию фабрики, а в 2002 году переиздан. Накануне командировки с удо­ вольствием перечитал все, что касается здешних мест. «Ревневская каменоломня, открытая тоже въ первые годы существовашя Лок- тевской шлифовальной мельницы, а именно въ 1789 году штейгеромъ Кузинскимъ, въ 45 верстахъ къ югу отъ Колывани, на высоте 2092 фут. надъ уров. моря, представя- етъ огромный выходъ зеленоволнистой яшмы, которая делится на два отлич 1 я: соб­ ственно зеленоволнистая, где светлыя и зеленоватыя извилистыя полоски идуть бо­ лее или менее параллельно, и парчевая, въ которой светлый и зеленый цвета перепу­ таны до невозможности. Въ отделке и полировке эта яшма очень красива и идетъ более на крупныя вещи, чемъ на мелия. Царица вазъ — семиаршинная чаша, хранящаяся въ Императорс- комъ Эрмитаже, сделана изъ ревневской зеленоволнистой яшмы. Монолитъ, изъ котораго приготовлена была только одна верхняя часть, въ сыромъ полуобработан- номъ виде долженъ былъ весить около 2000 пуд. Перетаскиваше такой массы съ каменоломни до фабрики производилось людь­ ми, для чего вызвано было съ соседнихъ рудниковъ и приписныхъ деревень до 1000 человекъ. Камень тащили два месяца, т.е. въ среднемъ по 1/2 версты въ день. Коргонская и Ревневская каменоломни дають фабрике главный магер1алъ для jy g изделш. Къ сожаленш управлявшие стараго времени, несмотря на сравнительно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2