Сибирские огни, 2005, № 12
ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ЧЕРЕМИСИН КЛЮЧ дно, стремятся по прямой пройти заводи. На перекатах бичева натягивается струной, неумолимо стучит вода о борт паузка. Лошади упираются, бредут надсадно, и то ли от медленности движения, то ли от быстрой воды их вовсе бросает в дрожь. На рассвете, когда туман цепляется за перекаты, холод еще зубастее. Не спасает и чарка водки, через каких-то полчаса коченеешь еще хуже... Вернувшись с поездки, Василий Подымахин, изнеможденный, с красными гла зами, хрипло возмущался: — Чуть не околели. И шиш ядреный получили. Воевода какой-то другой стал. Вроде как слинял. Чтоб ему утонуть на мелком месте... — Ты, Василий, того... — одернул его Тирский. —Мелешь чего зря, едрит твою в кочерыжку. -—Да зло берет... Учил нас не давать взяток, а сам... — Видать, в угол его приперли. Спросили за экономические поля, за переноску деревень. — Пойду в баньке похвощусь, — уже миролюбиво сказал Василий. 5 В Усть-Киренске погода какая-то взлохмаченная. Ветер порывистый, ошалелый, срывающий листья с упругих грив деревьев, косой хлесткий дождь со снежной кру пой, чернопепельные тучи, громоздящиеся на небе, и яркое солнце, вдруг выстрели вающее из них. В унылом настроении сидит Ларион в судейской. Во многом это оттого, что ночью плохо спал, просыпался от внутреннего беспокойства и от надсадного храпа лежащей рядом Ленки. Неотступно болит лоб, будто клещами сжат. Все кругом не устойчиво, стены ходуном ходят. Подташнивает... Но еще хуже тошнота нравственная. Зачем согласился на подарки губернатору? Аж пять паузков направил ему: пушнину, рыбу, ягоды, вино... Теперь уж Немцов все это получил и, конечно, торжествует. Вспомнилась вчерашняя беседа с иеромонахом Иосафом, старым, светлоли ким, похожим на угодника. Сидели с ним на скамейке у входа в монастырь, возле надвратной церкви «во имя Алексея человека Божия». Закатное солнце, намаявше еся за день, успокоенно пересекало ближнее низовье Лены. Беседа длилась долго. А почему Бог не управляет поступками людей, не отводит их от греха (спросил Ларион). Бог дал человеку свободную волю и не хочет лишать его этого дара (объясняет Иосаф). Тяжко человеку избежать греха, выбрать верный путь (сожалел Ларион). Свобода открывает путь к добру нравственному, то бишь добродетели, и к этому надо стремиться (поучает Иосаф). А ежели человек ошибся, что ему делать?.. Блудной сын совершил грех против неба и отца, да раскаялся и был прощен (успокаивает Иосаф). Ларион спросил иеромонаха о евангелических словах «Не противься злу наси лием», которые мучили его давно своей непонятностью. — Вопрос зело трудный, — ответил Иосаф. — Много веков лица духовные бьются над разгадкой этих слов. Аз так разумею: глаголены они в противовес кровной мести с ее правилом «Око за око и зуб за зуб». В сем случае они уместны и праведны, ибо оберегают от пагубного беззакония, гибели невинных, от умножения зла. Также слова сии разумею как противоречие, подвигающее нас, грешных, к размышлению. О добре, о любви к людям, нас окружающим. «Люби ближнего своего, как самого себя», — учит Господь. А всякое зло противно божескому порядку, и его побеждают правдой. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», — завещано в Писании. Оно зовет нас на вечную, неутомимую битву с силами зла и тьмы. Человек дорог Богу не как страдальческое существо, а как добрый союзник его всемирного дела... Рассуждения иеромонаха усилили смятение в душе Лариона. И вот сейчас его мучает совесть, от своего сердца получает он весть о недавнем грехе, оно отвергает его прежнее оправдание — послать подарки пришлось вынужденно, чтоб уберечь крестьян от разорения. Ему стыдно. «А не испугался ли я за свою шкуру?— досадовал и насмешничал над собой Ларион. — Не побоялся ли должность воеводскую потерять? Вместо того чтобы открыто противостоять Немцову, этому воплощению зла, я поощрил его и ] 26 попытался оправдать свою слабость благоразумием».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2