Сибирские огни, 2005, № 10
ЛЕВ ТРУТНЕВ МОЛОДО-ЗЕЛЕНО про учителя немецкого языка, повела меня незримая веревочка кдалекому дому: то ли по желаниюуслышать скрипку, которуюя видел и слышал давным-давно, еще во втором или третьем классе, когда наш учитель и директор школы Иван Иванович Сусальников каждый день пиликал на ней гимн перед началом уроков, амы, стоя за партами, нескладно тянули про нерушимый союз; то ли захотелось убедиться впра воте слов тренера, хотя ему я верил больше, чем себе; то ли какие-то иные побужде ния потянули меня на ту, незнакомую еще улицу. Синички попискивали на пряслах убранных огородов, на коричневых кучках картофельной ботвы; бойкие стайки воробьев обмолачивали головки конопляных метелок, жавшихся кзаплотам; тяжелые воронычинно восседали на старых тополях по обочинам улицы. Уплывали последние дни той благодатной осенней милости, когдажизнь как бызамирает внеге солнечных ласк, сладком оцепенении упоитель ного тепла, выстраданной чистоте воздуха, легкой мягкости звуков, когда илисточек не дрогнет, и паутинка зависнет в недвижимости, не поднимаясь в прозрачность высоты и не падая на притихшую, уставшую от хлопот, землю. Ивот, вэту настояв шуюся дрему, в этот немой, в едва внятных пустозвонах простор, вдруг стала нате кать тонкая дрожь благозвучного перелива какой-то мелодии. Сначала шепотком, едва внятно, а когда я вынырнул из проулка, весь напружинившиеь, ускользая от обнимавшей меня усталости, остро, прошивая душу иступленной жалобой. Заме рев на полминуты, успокаивая отзвуки высокой трели, почти ощутимо щекотнув- шие что-то в груди, я стал медленно двигаться навстречу этому наплыву страдающе го, вроде бы исходящего из глубины чьей-то души, напева. Домик под тополем, обнявшим его крышу широким размахом корявых сучьев, с палисадником, затененным кустарниками, блестел на солнце тремя окнами. Чет вертое — темнело провалом меж распахнутых створок узорчатой рамы. Оттуда, из темноты этого окна, лились чудные переливы. Ничего подобного, даже в природе, я никогда не слышал. То, что нам наигрывалИванИванович, было жалким подобием этой нежной, гладящей душу и лелеющей слух мелодии. Тогда, там, у чужого пали садника, на тихой извилистой улочке, упиваясь звуками чарующей музыки, явпер вые понял, что такое скрипка, ощутил всютрогательную силу ее «голоса». Стоя за кустами, густо заметавшими палисадник, я четко видел крупную голову ГенрихаИвановича, тихо, даже осторожно, покачивающуюся втактдвижению смыч ка, его крупные пальцы, будто ощупывающие струны скрипки. Не знаю, видел ли он меня, но глаза у музыканта были полузакрыты, и мне показалось, что в уголку того, что был мне виднее, копилась горошина чистой слезы. Заскребло сердце от этого открытия, и, согнувшись, побежал я легкой рысцой прочь, будто подхлестываемый все той же мелодией с перепадом высоких и низких, тягучих и отрывистых звуков, снова глухими переулками, пока не потерял слухомтот рыдающий напев. 4 Почему-то обо всем этом я рассказал Хелику: то ли полагая, что он может понять меня лучше, нежели кто-то другой, то ли доверяя ему больше, чем кому- либо из класса, то ли более сложные чувства подначили меня на ту задушевность, но в глазах соседа по парте, почему-то всегда грустных, засветился неподдельный интерес. — Не помнишь мелодию? — он наклонился к самому моему уху. — Мама у меня бывшая пианистка, и я немного в музыке разбираюсь. — Да ну, разве ее повторишь! Песню бы я еще запомнил, а там — столько звуков. ГлазаХелика с таким выкатом, что сбоку заметно было, какв них преломляется свет, чудно высвечивая глубину зрачков, потемнели. — Я сразу был против того топота, хотя нас немцы изводили под корень. Кого он имел в виду я не понял, полагая, что речь идет о родне и спросил: — А ты с кем живешь? — С мамой. Она вдетском садике музыкальным работником устроилась... 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2