Сибирские огни, 2005, № 10
КОРОТКО О КНИГАХ «Д ен ь и ночь». Литературны й ж урнал для сем ейного чтения. №7-8,2005 Главное и интересное в этом номере журнала находится в его начале и конце. По весть Э. Русакова «Мертвая хватка любви» рассказывает о рядовом провинциальном писателе, попавшем в экстремальные обсто ятельства нечаянно свалившегося на него богатства. Дневниковая форма повествова ния с короткими главами удачно согласуется со свободой мыслей и поступков героя пове сти, решившего наследственный капитал сво ей «первой любви» —«водочной королевы», потратить на «приют для бомжей и противо алкогольную лечебницу». Это придаёт про изведению оригинальность притчи или сна, переходящего в кошмар. Роман Г. Щекиной «Графоманка» можно назвать дважды «про изводственным». Он рассказывает об обыч ной женщине, необычно совмещающей ра боту статистика в каком-то скучном учреж дении с литературным трудом. Женские ис тории, услышанные ею от знакомых, она пре вращает не только влитературу, но и пережи вает их собственной бурной жизнью. Коло ритные сослуживцы Ларичевой, включая электрика-поэта и эпизодических Е. Рейна и Т. Бек, не дают застояться на месте этому тем пераментному роману (в предисловии мас титого Е. Попова эта вологодская писатель ница названа «вечным двигателем»). Из дру гих публикаций, на наш взгляд, заслуживают внимания небольшая культурологическая ста тья А. Канавщикова, убеждающая читателя в «расфокусировке национального духа». В смежной статье мэтр литературной критики В. Бондаренко погружается в мир поэзии Р. Бухараева, не забывая сказать о «центоннос- ти» его стихов, «нынешнем лондонском про живании» и «Ахмадийской мусульманской общине», в которой бывший советский поэт ныне пребывает. В журнале также представ лены традиционные популярные рубрики «Библиотека современного рассказа», «ДиН дети», поэтические рубрики. П ов арц ов С .Н . Все прош лое с нами. Д ок ум ен тальн ая проза. — Омск, «Ва риант «Омск», 2005. Материалом для книги послужили судь бы реальных людей — омских журналистов, партийных и комсомольских работников, учителей и т.д. во времена необоснованных репрессий и надуманных обвинений. Ав тор воссоздает атмосферу настоящей эпи демии взаимного доносительства и огово ров тех, кто еще вчера были друзьями, кол легами, соратниками. «Приятель Маяковс кого» А. Гай, комсомольский функционер Г. Слюнков, «журналист, поэт, критик и эру дит» К. Бежецкий, отец поэта П. Васильева Н. Васильев — жертвы этой «эпидемии», поощрявшейся московскими властями, — показаны людьми порядочными и честны ми. Вина их состояла лишь в том, что, не желая лгать и приспосабливаться, они ос тавались искренними в своих сомнениях от носительно советской власти. Интересна судьба омской журналистки и писательни цы Т. Гончаровой, едва ли не главного пер сонажа книги. Активная участница кара тельных мероприятий 1937 и 1948 годов, она на склоне жизни переосмысливает все, что с ней случилось, в своих литературных про изведениях. Солидная документальная ос нова, антикультовый пафос, несомненные литературные достоинства делают книгу ув лекательным чтением. Автор предисловия, известный историк Р. Медведев отмечает «верный тон», найденный С. Поварцовым для рассказа об этих непростых «страницах нашей истории». Ярцев В.И . Над темной водой. И збран ная лирика. —Новосибирск, РИЦ«Но восибирск», 2005. Книга «избранной лирики» известного поэта из поколения «поздних шестидесятни ков» и «фоняковцев» — знаменитого ново сибирского литобъединения, руководимого И. Фоняковым, включает всебя стихи как 60- х годов (рубрика «Заблуждение. Из ранних стихов»), так и самые свежие, июля 2005-го. Поэзия В. Ярцева сочетает простоту и есте ственность стиха с глубиной и силой чувств, сдержанную краткость созерцателя приро ды с эмоциональной риторикой поэта-пат- риота и трибуна. В предисловии автор от крещивается от высокого звания поэта («себя считаю версификатором») и говорит о трудности сочинения «текстов», с которы ми «не стыдно показаться на людях». Книга снабжена предисловием поэта-соратника и канд. философ, наук А. Соколова и выходит в год шестидесятилетия поэта. В. Я. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2