Сибирские огни, 2005, № 10

КОРОТКО О КНИГАХ «Д ен ь и ночь». Литературны й ж урнал для сем ейного чтения. №7-8,2005 Главное и интересное в этом номере журнала находится в его начале и конце. По­ весть Э. Русакова «Мертвая хватка любви» рассказывает о рядовом провинциальном писателе, попавшем в экстремальные обсто­ ятельства нечаянно свалившегося на него богатства. Дневниковая форма повествова­ ния с короткими главами удачно согласуется со свободой мыслей и поступков героя пове­ сти, решившего наследственный капитал сво­ ей «первой любви» —«водочной королевы», потратить на «приют для бомжей и противо­ алкогольную лечебницу». Это придаёт про­ изведению оригинальность притчи или сна, переходящего в кошмар. Роман Г. Щекиной «Графоманка» можно назвать дважды «про­ изводственным». Он рассказывает об обыч­ ной женщине, необычно совмещающей ра­ боту статистика в каком-то скучном учреж­ дении с литературным трудом. Женские ис­ тории, услышанные ею от знакомых, она пре­ вращает не только влитературу, но и пережи­ вает их собственной бурной жизнью. Коло­ ритные сослуживцы Ларичевой, включая электрика-поэта и эпизодических Е. Рейна и Т. Бек, не дают застояться на месте этому тем­ пераментному роману (в предисловии мас­ титого Е. Попова эта вологодская писатель­ ница названа «вечным двигателем»). Из дру­ гих публикаций, на наш взгляд, заслуживают внимания небольшая культурологическая ста­ тья А. Канавщикова, убеждающая читателя в «расфокусировке национального духа». В смежной статье мэтр литературной критики В. Бондаренко погружается в мир поэзии Р. Бухараева, не забывая сказать о «центоннос- ти» его стихов, «нынешнем лондонском про­ живании» и «Ахмадийской мусульманской общине», в которой бывший советский поэт ныне пребывает. В журнале также представ­ лены традиционные популярные рубрики «Библиотека современного рассказа», «ДиН дети», поэтические рубрики. П ов арц ов С .Н . Все прош лое с нами. Д ок ум ен тальн ая проза. — Омск, «Ва­ риант «Омск», 2005. Материалом для книги послужили судь­ бы реальных людей — омских журналистов, партийных и комсомольских работников, учителей и т.д. во времена необоснованных репрессий и надуманных обвинений. Ав­ тор воссоздает атмосферу настоящей эпи­ демии взаимного доносительства и огово­ ров тех, кто еще вчера были друзьями, кол­ легами, соратниками. «Приятель Маяковс­ кого» А. Гай, комсомольский функционер Г. Слюнков, «журналист, поэт, критик и эру­ дит» К. Бежецкий, отец поэта П. Васильева Н. Васильев — жертвы этой «эпидемии», поощрявшейся московскими властями, — показаны людьми порядочными и честны­ ми. Вина их состояла лишь в том, что, не желая лгать и приспосабливаться, они ос­ тавались искренними в своих сомнениях от­ носительно советской власти. Интересна судьба омской журналистки и писательни­ цы Т. Гончаровой, едва ли не главного пер­ сонажа книги. Активная участница кара­ тельных мероприятий 1937 и 1948 годов, она на склоне жизни переосмысливает все, что с ней случилось, в своих литературных про­ изведениях. Солидная документальная ос­ нова, антикультовый пафос, несомненные литературные достоинства делают книгу ув­ лекательным чтением. Автор предисловия, известный историк Р. Медведев отмечает «верный тон», найденный С. Поварцовым для рассказа об этих непростых «страницах нашей истории». Ярцев В.И . Над темной водой. И збран­ ная лирика. —Новосибирск, РИЦ«Но­ восибирск», 2005. Книга «избранной лирики» известного поэта из поколения «поздних шестидесятни­ ков» и «фоняковцев» — знаменитого ново­ сибирского литобъединения, руководимого И. Фоняковым, включает всебя стихи как 60- х годов (рубрика «Заблуждение. Из ранних стихов»), так и самые свежие, июля 2005-го. Поэзия В. Ярцева сочетает простоту и есте­ ственность стиха с глубиной и силой чувств, сдержанную краткость созерцателя приро­ ды с эмоциональной риторикой поэта-пат- риота и трибуна. В предисловии автор от­ крещивается от высокого звания поэта («себя считаю версификатором») и говорит о трудности сочинения «текстов», с которы­ ми «не стыдно показаться на людях». Книга снабжена предисловием поэта-соратника и канд. философ, наук А. Соколова и выходит в год шестидесятилетия поэта. В. Я. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2