Сибирские огни, 2005, № 10
вицах, и все чаще проблескивают в этой дра гоценной коллекции жемчужины ее соб ственных стихов. Моя земля — великая земля! Трехглавый хребет Тегри Тиш подпирает синее небо. На вершинах тех поднебесны х гор Цветы и травы до снега не увядают. На склонах тех Поднебесны х Зубьев Вечно-белый блистающий снег л еж и т.... Но покидает «бессмертный шорский народ» свои дома у подножия и растворяет ся в многочисленных городах, как когда-то покинула и Любовь Арбачакова. Родимая земля моя умирает, Анзасская земля моя п устеет... Скоро полынью ее затянет, И имя Анзасса забудется. И чтобы навечно сохранить память о своей земле, пишет художник холсты, на ко торых поселяются олени и люди, деревья и птицы. Линии тех полотен лаконичны, сю жеты просты. Фигуры людей напоминают грубо вытесанные поленья: «Кедровый праз дник», «Обряд Шачыг», «Поход», тогда же, как животные украшены орнаментом: «Ка раван веков», «В сумерках», или сами впле таются ворнамент— «Шествие духов», «Пу тешественники», рождая неповторимый ритм. Так линии и краски творят музыку, не только видимую, но и слышимую. А в лю бом ритме есть код, который является клю чом к пониманию того или иного явления. В данном случае это код к пониманию мира людей, которым доверено хранить мудрость Горной Шории. И в любом ритме есть по втор — так повторяются уголки, выстраива ясь по вертикали то острием кверху, то рас пахнувшись в небо, и прорастают деревья; то стелятся зигзагами по земле, выражая зем ное дыхание. Солярный круг вписан в ша манский бубен, как прообраз Вселенной, и в каждый маленький цветок — солнечным жаромпылает холст. Ивезде, где выписан мир людей, островерхими конусами выстроились юрты-жилища, ибо не может быть человек бездомным. А дом — это не только жилье, но семья и родина. Все эти понятия перепле лись и неоспоримой истиной отразились в мудрых ликах «Хранителей семейного оча га». Это имдоверила художница охранять все, что дорого сердцу ее с детства. Но устрем ляются вверх затейливые золотые шарчыны- коновязи, увенчанные, словно православные храмы, каплями-луковичками, и только чер ные птицы иногда прилетают сюда отдох нуть.... Эх, поставить бы мне шарчын У отчего дома! Только теперь солнцу Некого там согревать. Эх, привязать бы к шарчыну Игреневого скакуна! Только на скакуне Некому там ск акать.... Не знаю, из рассказов ли самой худож ницы, или под впечатлением ее грустных стихов, но видится мне печаль в ее солнеч ных картинах, ибо печален всякий, кто мудр, кто многое испытал, кто многое познал. И сильны ее картины особой силой любви, ибо только любовь нетленна в веках. Путешествуют эти холсты из галереи в галерею, рассказывая о красоте родного гор ного края художницы, и людям всех нацио нальностей они понятны, ибо, что от сердца исходит, до сердца и дойдет. Люди доверяйте сердцу своему, ибо в ней заключена вся муд рость. Я знаю, Любови Арбачаковой горы до верили свою тайну, но как эта маленькая женщина справляется со всем этим? Ответ прост — она просто живет так: пишет свои картины на кухне, преломляет репродукцию Пикассо на четыре стены туалета, а потом возвращается в горы, где остался, теперь уже покосившийся и пустой, отчий дом. Воз вращается, чтобы вслушаться в живое ды хание гор и набраться сил; делится теплом своей души с теми, кто еще остался в гор ных селениях, с теми, кто охраняет семей ный очаг. А во всем остальном она — про сто женщина. В первые годы замужества Мой дом цветами пропах! А в последние годы Почему-то ваза п уста... Богата земля наша сибирская, богата не только лесами и полезными ископаемыми, что нещадно расходуются последние сто лет, но богата она мудростью народов, испокон веков населявших эти земли — это и есть ее главное богатство. Вот что нам надо уберечь. Настоящие художники, пишут ли они крас ками или словом, словно атланты или кариа тиды взваливают на себя эту непростую ношу, пытаясь принять и сохранить эту муд рость. Поклонимся им в пояс. Я душу свою вам открыла. Люди — мои сотворцы. Душ а же — такая колдунья, Что сама никак не пойму, Как сумела столько слов я сплести!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2