Сибирские огни, 2005, № 10
КНИЖНАЯ ПОЛКА СОХРАНИТЬ «ПРЯМУЮ РЕЧЬ» Казарин Ю. Против стрелки часовой. Стихотворения. Екатеринбург: Изд-во «Союз писателей», 2005. Эта книга подсказана зимой и написана острым стилом или прямо ногтем на заин девевшем окне. Поэт словно сидит по эту сторону уюта, икнему приходят стихи о том, что по ту сторону. Здесь, за стеклом, можно домыслить, додумать, дописать за природу, безразличную к стройности своего смысла. Юрий Казарин не зря назвал свою кни гу «Против часовой стрелки». Его не инте ресует равенство мира самому себе. Ему важен противоход смысла, меняющего при вычный облик предмета, явления, его нагляд ное естество, в нечто иное, не столько уви денное, сколько понятое. Так, нищие из сти хотворения о вокзале «сделались началом неба, \ еще не став концом земли». В стихот ворении о наступающей зиме «дождь или человек \ в этой части мира \ переходит в снег», а «Азия в Европу \ промерзает здесь». Да и сам 49-летний лирический герой видит себя «предмет предметом», еще не вписан ным в каталог вещей и стихий мироздания. Тут надо «думать, думать, думать», чтобы пейзаж стихотворения состоялся и оформил ся как микрокосм, чтобы «связь между сло вом и предметом» была совершенной, без натяжек и зазоров. Именно поэтому стихотворные слова в книге не просто обдуманны, а отшлифова ны, как вода веками шлифует валуны, голы ши, гальку. Стык таких замкнутых на себя слов рождает метафоры и образы, необыч ность которых дарит нас то истинной поэзи ей, то ощущением нестыковки слов-«валу- нов». Если такие образы, как «озеро в белом конверте» или «листья посреди воды \ аки ангелов следы» подсмотрены у природы воображением, то не меньше и тех, которые поэтом изобретены. В одних естественности и искусственности поровну— осенние «леса стоят по брови \ в оркестре духовом», в дру гих же автор явно превышает это равнове сие в сторону невероятного. «Музыки кровь» или «мороз... как череп храма» су ществуют только в заоконном мире поэта. Но еще больше у Ю. Казарина таких поэтизмов, которые стоят на тонкой (тончай шей!) грани между будто случайно подсмот ренным и нечаянно сконструированным. Созданным с риском для поэзии, с угрозой соскользнуть в чистое слово, чистое искус ство. Из таких рискованных образов поэт любит делать целые стихотворения, напоми нающие причудливые орнаменты на мороз ном окне или искусные поделки из подруч ного материала. Лаконичные, как собрание афоризмов, они создают впечатление иной реальности, жаждущей освободиться от сво ей призрачности, высказаться, хотя бы пан томимически. Противоходом смысла, по за кону олицетворения человека и его творче ства в мире, который невозможен без чело века. Надо только соблюсти эту меру чело века как меру слова в стихотворении, чтобы заслужить право на свой поэтический мир, свой микрокосм образов. В стихотворении об «осени средизем ной» Небо обло и стозевно и вороной говорит. Говорит, что золотая — вся из страшной белизны . Что осталась запятая — птичья, левая, пустая у заснеж енной страны . В каждом, почти каждом стихотворении Ю. Казарина можно найти эту запятую лите ратурного смысла, пишущегося наяву, во плоти, а не на бумаге. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2