Сибирские огни, 2005, № 10
ву. Трагическая судьба несчастного юноши, покончившего с собой из-за неразделенной любви, потрясла всю читающую Европу. Больше того: по странам Европы прокати лась волна самоубийств в знак «солидарно сти» с отвергнутым любимой женщиной Вертером. Гете спустя некоторое время вы нужден был даже написать специальное пре дисловие к своему многократно переиздавав шемуся роману, где настоятельно советовал молодым, не в меру пылким впечатлитель ным читателям не подражать до конца (то бишь до выстрела в сердце) его герою. Однажды во время очередного кавээн- ского шабаша Александр Масляков с гордо стью заявил: «А помните, как в одной из на ших передач прозвучала фраза: «Партия, дай порулить!?» Помним, Александр Васильевич! Но мы прекрасно помним и тот конфуз, который из этого вышел. Партия уважила просьбу же лающих порулить, и где-то примерно с 1991 года за рулем государственной машины по бывали посменно Егор Гайдар, Виктор Чер номырдин, Сергей Степашин, Сергей Кири енко. Только вот хреновыми рулевыми ока зались эти шоферы-любители: в такое боло то загнали они нашу неповоротливую бю рократическую машину, что даже с помо щью сердобольных иностранных «друзей» мы никак ее из этой трясины не вызволим. Воистину, прав был дедушка Крылов, когда сказал однажды: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пи рожник». Как-то у одного молодого автора я вы читал такую фразу: «Океан был велик и ску чен, как роман Бальзака». Честно говоря, фраза показалась мне меткой и не лишен ной остроумия. Бальзака я в свое время, в студенческие годы, читал немало. Но— либо потому, что мне, как будущему филологу, приходилось читать его в обязательном по рядке, по программе, либо ум еще не созрел в ту пору, — чтение это не доставляло осо бой радости. Помню, с каким облегчением я вздохнул, когда Бальзак был, наконец-то, «сдан» в очередную экзаменационную сес сию. И вот, наткнувшись много лет спустя на эту задиристую фразу, я решил проверить свои юношеские впечатления. Взял в биб лиотеке «Утраченные иллюзии» и углубил ся в перипетии сложной, путаной судьбы зло счастного Люсьена Рюбампре. Поначалу чтение меня не очень увлекало. Больше того: я постоянно ловил себя на мысли, что ока жись этот роман на моем редакторском сто ле, я бы основательно почистил его — столько в нем было явных длиннот, ненуж ных отступлений, необязательных, утоми тельных описаний. Но спустя какое-то вре мя со мной произошло примерно то же са мое, что случилось с одним французским критиком, когда он впервые читал «Войну и мир». Я тоже почувствовал себя «унесен ным течением огромной реки». Я просто не замечал времени, глотал по сто-двести стра ниц в день; закончив «Утраченные иллю зии», сразу же принялся за «Блеск и нищету куртизанок», быстро одолел и этот увесис тый том и искренне пожалел, что история несчастного Люсьена окончилась. Ни от од ного современного произведения не полу чал я такого чисто читательского удоволь ствия, как от этих длинных, растянутых ро манов. В чем дело? — невольно призадумал ся я. Ведь Бальзак, хоть и классик, но по ряду пунктов писательского мастерства явно ус тупает многим нынешним прозаикам. Кпри меру, там, где любой современный автор обошелся бы одним-двумя абзацами, Баль зак дает пространные многостраничные описания. В описаниях же природы Бальзак, особенно в сравнении с нашими мастерами деревенской прозы, просто беспомощен; пейзажные зарисовки у него выполнены на уровне «мороз крепчал»... И тем не менее романы эти — бессмер тные шедевры мировой литературы. Поче му? — вопрос сложный. Но одно представ ляется бесспорным. Бальзак блестяще дока зал, что величину таланта истинного худож ника определяет прежде всего умение рас сказать о сложной человеческой судьбе. М. Шолохов, давая своему знаменитому расска зу название «Судьба человека», дал одновре менно и гениально простое определение глав ной задачи литературы. И для литературы в общем-то неважно, какой человек избран в качестве героя — сильный духом, как шоло ховский Андрей Соколов, или слабый, без вольный Люсьен Рюбампре. Важно захва тить, заинтересовать читателя этой судьбой, показать через нее судьбу народа, дать кар тину жизни общества на определенном ис торическом этапе. Бальзаку удалось это сде лать вполне, потому и романы его, при всех очевидных изъянах, стали событием в миро вой литературе. Когда я работал на заочном отделении техникума общественного питания, в одной из групп училась некая Агриппина Василь евна Грушенкова. Была она директором сто ловой с солидным стажем и потому боль шинству сокурсниц годилась в матери. Не 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2