Сибирские огни, 2005, № 10
загнет, так загнет. — Пример можешь привести. — Пример? Так вот хоть этот. «Мне се годня хочется очень из окошка луну обос- сать». Как выяснилось из дальнейшей беседы с этим «есениноведом», он, кроме проци тированной скабрезной строки, больше из Есенина ничего не знал. Самое нелепое и кощунственное в дуэ ли Пушкина с Дантесом — это то, что стре лялись родственники (свояки). Странные, а точнее сказать, позорные времена переживает сейчас Россия, считав шаяся некогда великой культурной державой. За 15 с лишним лет пребывания у власти де мократов не создано ни одного выдающего ся романа, не написано ни одной прилич ной повести, не поставлено ни одного серь езного фильма, не сочинено ни одной запо минающейся, задушевной песни, даже ни одного остроумного анекдота не появилось. Страна Пушкина и Лермонтова, Глинки и Чайковского, Репина и Врубеля, Вахтангова и Эйзенштейна, Дунаевского и Рихтера пре вратилась в страну Пугачевых и киркоровых, петросянов и жванецких, акуниных и Мари ниных. Это ли не презренное убожество, это ли не вселенский позор?.. Разумеется, все вышесказанное не бо лее, чем эмоции, «неосязаемый звук» (Го голь). А между тем стоит серьезно разоб раться в той позорной ситуации, в какой ока залась нынешняя «раскультурненная» Рос сия. Начать тут надо с резонного вопроса: почему государство устранилось от руковод ства этой важнейшей сферой, отдав ее вруки всевозможных спонсоров, продюсеров, ме неджеров и прочих толстосумов, зачастую не имеющих ккультуре никакого отношения? С одной стороны, удивляться тут особенно - то и нечему, ибо государство наше давно уже действует по принципу: «Баба с возу — ко быле легче». Оно давно уже устранилось от руководства промышленностью, сельским хозяйством, оборонкой, наукой, ЖКХ— сло вом, от всего того, что мешает ему царство вать, лежа на боку. С другой стороны это вполне проду манная, злонамеренная политика. Ведь ког да культура полностью находится в руках частных и, как правило, нечистых на руку владельцев, онаявляется наиболее эффектив ным средством массового оболванивания, в особенности молодежи. Когда я время от времени смотрю все возможные «Аншлаги», «Смехопанорамы» и бесчисленные праздничные концерты, то меня возмущают не столько опостылевшие физиономии Винокура, Петросяна, Жванец- кого и прочих эстрадных пигмеев, сколько захлебывающаяся от утробного хохота гло тающая любую пошлую остроту, сытая, лос нящаяся от жира публика. Да, собственно, какая это публика? Это самое настоящее оболваненное быдло, у которого рот, кажет ся, только и предназначен для того, чтобы пачками пожирать сникерсы да разражать ся жеребячьим ржанием. Вызывают недоумение и некоторые, с позволения сказать, модные эстрадные ри туалы. Так, если на сцену выпрыгнет Кирко ров, то его непременно со всех сторон обле пит целый гарем полуголых девиц. В свою очередь Пугачеву невозможно представить на сцене без конюшни молоденьких, поро дистых жеребчиков. А уж о содержании «лучших песен года» и говорить стыдно. Там что ни строка — то обязательно «про это самое» да еще с непременным названием интимных органов открытым текстом. А.И. Герцен, эмигрировавший в 1848 году за границу, был прежде всего поражен тем, что рыцарский дух, рыцарский аристок ратизм, столь величественно воспетые неког да Гете, Шиллером, Вальтером Скоттом, бес следно исчезли, заменившись убогой, про дажной мещанской моралью. Вот строки из «Былого и дум»: «Под влиянием мещанства все переме нилось в Европе. Рыцарская честь замени лась бухгалтерской честностью, изящные нравы — нравами чинными, вежливость — чопорностью, гордость — обидчивостью, парки — огородами, дворцы — гостиница ми, открытыми для всех (то есть для всех имеющих деньги)... Политический вопрос с 1830 года дела ется исключительно вопросом мещанским, и вековая борьба высказывается страстями и влечениями господствующего состояния. Жизнь свелась на биржевую игру, все пре вратилось в меняльные лавочки и рынки — редакции журналов, избирательные собра ния, камеры». Иные литературные произведения ока зывают порой настолько сильное влияние на умы и сердца современников, что их авто рам приходится оказывать «экстренную по мощь» своим читателям. В 1774 году Гете выпустил в свет свой первый роман «Страдания юного Вертера», который сразу же принес ему мировую ела- 14 Заказ № 522 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2