Сибирские огни, 2005, № 10

загнет, так загнет. — Пример можешь привести. — Пример? Так вот хоть этот. «Мне се­ годня хочется очень из окошка луну обос- сать». Как выяснилось из дальнейшей беседы с этим «есениноведом», он, кроме проци­ тированной скабрезной строки, больше из Есенина ничего не знал. Самое нелепое и кощунственное в дуэ­ ли Пушкина с Дантесом — это то, что стре­ лялись родственники (свояки). Странные, а точнее сказать, позорные времена переживает сейчас Россия, считав­ шаяся некогда великой культурной державой. За 15 с лишним лет пребывания у власти де­ мократов не создано ни одного выдающего­ ся романа, не написано ни одной прилич­ ной повести, не поставлено ни одного серь­ езного фильма, не сочинено ни одной запо­ минающейся, задушевной песни, даже ни одного остроумного анекдота не появилось. Страна Пушкина и Лермонтова, Глинки и Чайковского, Репина и Врубеля, Вахтангова и Эйзенштейна, Дунаевского и Рихтера пре­ вратилась в страну Пугачевых и киркоровых, петросянов и жванецких, акуниных и Мари­ ниных. Это ли не презренное убожество, это ли не вселенский позор?.. Разумеется, все вышесказанное не бо­ лее, чем эмоции, «неосязаемый звук» (Го­ голь). А между тем стоит серьезно разоб­ раться в той позорной ситуации, в какой ока­ залась нынешняя «раскультурненная» Рос­ сия. Начать тут надо с резонного вопроса: почему государство устранилось от руковод­ ства этой важнейшей сферой, отдав ее вруки всевозможных спонсоров, продюсеров, ме­ неджеров и прочих толстосумов, зачастую не имеющих ккультуре никакого отношения? С одной стороны, удивляться тут особенно - то и нечему, ибо государство наше давно уже действует по принципу: «Баба с возу — ко­ быле легче». Оно давно уже устранилось от руководства промышленностью, сельским хозяйством, оборонкой, наукой, ЖКХ— сло­ вом, от всего того, что мешает ему царство­ вать, лежа на боку. С другой стороны это вполне проду­ манная, злонамеренная политика. Ведь ког­ да культура полностью находится в руках частных и, как правило, нечистых на руку владельцев, онаявляется наиболее эффектив­ ным средством массового оболванивания, в особенности молодежи. Когда я время от времени смотрю все­ возможные «Аншлаги», «Смехопанорамы» и бесчисленные праздничные концерты, то меня возмущают не столько опостылевшие физиономии Винокура, Петросяна, Жванец- кого и прочих эстрадных пигмеев, сколько захлебывающаяся от утробного хохота гло­ тающая любую пошлую остроту, сытая, лос­ нящаяся от жира публика. Да, собственно, какая это публика? Это самое настоящее оболваненное быдло, у которого рот, кажет­ ся, только и предназначен для того, чтобы пачками пожирать сникерсы да разражать­ ся жеребячьим ржанием. Вызывают недоумение и некоторые, с позволения сказать, модные эстрадные ри­ туалы. Так, если на сцену выпрыгнет Кирко­ ров, то его непременно со всех сторон обле­ пит целый гарем полуголых девиц. В свою очередь Пугачеву невозможно представить на сцене без конюшни молоденьких, поро­ дистых жеребчиков. А уж о содержании «лучших песен года» и говорить стыдно. Там что ни строка — то обязательно «про это самое» да еще с непременным названием интимных органов открытым текстом. А.И. Герцен, эмигрировавший в 1848 году за границу, был прежде всего поражен тем, что рыцарский дух, рыцарский аристок­ ратизм, столь величественно воспетые неког­ да Гете, Шиллером, Вальтером Скоттом, бес­ следно исчезли, заменившись убогой, про­ дажной мещанской моралью. Вот строки из «Былого и дум»: «Под влиянием мещанства все переме­ нилось в Европе. Рыцарская честь замени­ лась бухгалтерской честностью, изящные нравы — нравами чинными, вежливость — чопорностью, гордость — обидчивостью, парки — огородами, дворцы — гостиница­ ми, открытыми для всех (то есть для всех имеющих деньги)... Политический вопрос с 1830 года дела­ ется исключительно вопросом мещанским, и вековая борьба высказывается страстями и влечениями господствующего состояния. Жизнь свелась на биржевую игру, все пре­ вратилось в меняльные лавочки и рынки — редакции журналов, избирательные собра­ ния, камеры». Иные литературные произведения ока­ зывают порой настолько сильное влияние на умы и сердца современников, что их авто­ рам приходится оказывать «экстренную по­ мощь» своим читателям. В 1774 году Гете выпустил в свет свой первый роман «Страдания юного Вертера», который сразу же принес ему мировую ела- 14 Заказ № 522 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2