Сибирские огни, 2005, № 10

ко поэтического смысла, но и самой ПОЭТИ­ ЧЕСКОЙ ФОРМЫ. Не думаю, что Юрий Кузнецов следовал зову этого «стёба» осоз­ нанно, вероятнее всего, он даже и не видел того, что его поэмы, с одной стороны, как сказал о них в своей статье Игорь Тюленев, «вздымаются, как планетарные валы ми­ ровой истории», а с другой — словно бы изгаляются этими своими «хватит — не хватит» и «пошёл — нашёл» над более чем восьмисотлетними достижениями русской поэзии, опуская её до уровня сочинений Никифора Ляписа-Трубецкого или же носов- ского Незнайки. Увы, тут ничего не подела­ ешь, ибо именно таково свойство того твор­ ческого метода, в который, точно в гигантс­ кую воронку, всё сильнее и сильнее затяги­ вало с каждым годом создателя «Атомной сказки». Хотел он того или не хотел, но, под­ чинив себя созданию своей собственной поэтической неомифологии, он просто обя­ зан был своим творчеством упразднить (или хотя бы кардинально изменить) всё то ми­ фологическое пространство (а оно, как мы говорили в начале этой статьи, включало в себя и арсеналы мировой культуры, и на­ родные предания, и рассказы фронтовиков, и произведения его литературных предше­ ственников, и городской фольклор), которое существовало в культуре ранее, ДО НЕГО. Да он и сам говорит об этом в своём пред­ смертном эссе «Воззрение», где делает сле­ дующее признание: «Всё, что касалосьменя, я превращал в поэзию и миф. Где проходит меж ними граница, мне как поэту безраз­ лично. Сначала я впитываю мир и вещи мира, как воду губка, а потом выжимаю их обратно, но они уже становятся ДРУГО­ ГО качества...» Не правда ли, это удивительно похоже на тот упоминаемый нами ранее признак постмодернизма, в котором говорится о «подмене достоверно существующей картины жизни и истории произвольно конструируемыми виртуальными реаль­ ностями, являющимися не более, как соб­ ственными представлениями автора об этой жизни и истории »? Не знаю, может быть, в отношении персонажей древних языческих мифов, известных литературных фигур или героев современных анекдотов подобное обновление и способно прино­ сить свои положительные результаты, но вот Бог ДРУГОГО качества — это уже вовсе и не Бог, а, скорее, Его прямая про­ тивоположность. ...Есть в поэме Юрия Кузнецова «Путь Христа» один маленький эпизод в той глав­ ке, где пересказывается последняя Его тра­ пеза с учениками, широко известная даже для не читавших Евангелия по росписи Лео­ нардо да Винчи «Тайная вечеря». Извещая во время этой трапезы апостолов о том, что скоро Он будет предан одним из них в руки фарисеев, Иисус говорит на ухо Своему любимому ученику Иоанну: — Тот, кто предаст, примет чашу из левой рук и... Тайная вечеря! Ш епот твой полон тоски. Взял Иисус чашу полную левой рукою И мимо времени подал Иуде с тоскою, И через руку вселился в того ТЁМНЫЙ дух. Вспыхнул Иуда во злобе и сердцем потух. Всё-таки выпил. Когда же его затошнило, Он посмотрел на Христа тяжело и уны ло... Таким вот образом, нам, благодаря ме­ тоду Юрия Кузнецова, открывается некое абсолютно «другое качество» пришедшего в мир Спасителя, через руку Которого, ока­ зывается, в окружающих способен «вселять­ ся» тёмный дух , то есть — не кто иной, как сам дьявол!.. Как будто это не для таких, как наш поэт, отвечая ещё две тысячи лет назад фарисеям, обвиняющим Его в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзе- вула, князя бесовского», Господь объяснял, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?..» (Мтф. 12:24—27). Думается, что именно это вот свойство постмодернизма — менять высокое на низ­ кое, светлое на тёмное, божественное на бе­ совское — как раз и является, на мой взгляд, той САМОЙ ГЛАВНОЙ чертой его характе­ ристики, о которой почему-то так не любят упоминать в своих статьях и словарях тео­ ретики этого творческого метода. Той чер­ той, от которой, к сожалению, так и не смог освободить своё противоречивое творче­ ство автор «Атомной сказки» и трёх поэм о Христе... 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2