Сибирские огни, 2005, № 10
ко поэтического смысла, но и самой ПОЭТИ ЧЕСКОЙ ФОРМЫ. Не думаю, что Юрий Кузнецов следовал зову этого «стёба» осоз нанно, вероятнее всего, он даже и не видел того, что его поэмы, с одной стороны, как сказал о них в своей статье Игорь Тюленев, «вздымаются, как планетарные валы ми ровой истории», а с другой — словно бы изгаляются этими своими «хватит — не хватит» и «пошёл — нашёл» над более чем восьмисотлетними достижениями русской поэзии, опуская её до уровня сочинений Никифора Ляписа-Трубецкого или же носов- ского Незнайки. Увы, тут ничего не подела ешь, ибо именно таково свойство того твор ческого метода, в который, точно в гигантс кую воронку, всё сильнее и сильнее затяги вало с каждым годом создателя «Атомной сказки». Хотел он того или не хотел, но, под чинив себя созданию своей собственной поэтической неомифологии, он просто обя зан был своим творчеством упразднить (или хотя бы кардинально изменить) всё то ми фологическое пространство (а оно, как мы говорили в начале этой статьи, включало в себя и арсеналы мировой культуры, и на родные предания, и рассказы фронтовиков, и произведения его литературных предше ственников, и городской фольклор), которое существовало в культуре ранее, ДО НЕГО. Да он и сам говорит об этом в своём пред смертном эссе «Воззрение», где делает сле дующее признание: «Всё, что касалосьменя, я превращал в поэзию и миф. Где проходит меж ними граница, мне как поэту безраз лично. Сначала я впитываю мир и вещи мира, как воду губка, а потом выжимаю их обратно, но они уже становятся ДРУГО ГО качества...» Не правда ли, это удивительно похоже на тот упоминаемый нами ранее признак постмодернизма, в котором говорится о «подмене достоверно существующей картины жизни и истории произвольно конструируемыми виртуальными реаль ностями, являющимися не более, как соб ственными представлениями автора об этой жизни и истории »? Не знаю, может быть, в отношении персонажей древних языческих мифов, известных литературных фигур или героев современных анекдотов подобное обновление и способно прино сить свои положительные результаты, но вот Бог ДРУГОГО качества — это уже вовсе и не Бог, а, скорее, Его прямая про тивоположность. ...Есть в поэме Юрия Кузнецова «Путь Христа» один маленький эпизод в той глав ке, где пересказывается последняя Его тра пеза с учениками, широко известная даже для не читавших Евангелия по росписи Лео нардо да Винчи «Тайная вечеря». Извещая во время этой трапезы апостолов о том, что скоро Он будет предан одним из них в руки фарисеев, Иисус говорит на ухо Своему любимому ученику Иоанну: — Тот, кто предаст, примет чашу из левой рук и... Тайная вечеря! Ш епот твой полон тоски. Взял Иисус чашу полную левой рукою И мимо времени подал Иуде с тоскою, И через руку вселился в того ТЁМНЫЙ дух. Вспыхнул Иуда во злобе и сердцем потух. Всё-таки выпил. Когда же его затошнило, Он посмотрел на Христа тяжело и уны ло... Таким вот образом, нам, благодаря ме тоду Юрия Кузнецова, открывается некое абсолютно «другое качество» пришедшего в мир Спасителя, через руку Которого, ока зывается, в окружающих способен «вселять ся» тёмный дух , то есть — не кто иной, как сам дьявол!.. Как будто это не для таких, как наш поэт, отвечая ещё две тысячи лет назад фарисеям, обвиняющим Его в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзе- вула, князя бесовского», Господь объяснял, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?..» (Мтф. 12:24—27). Думается, что именно это вот свойство постмодернизма — менять высокое на низ кое, светлое на тёмное, божественное на бе совское — как раз и является, на мой взгляд, той САМОЙ ГЛАВНОЙ чертой его характе ристики, о которой почему-то так не любят упоминать в своих статьях и словарях тео ретики этого творческого метода. Той чер той, от которой, к сожалению, так и не смог освободить своё противоречивое творче ство автор «Атомной сказки» и трёх поэм о Христе... 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2