Сибирские огни, 2005, № 10
исторические события и людей, из-за чего мы сталкиваемся и с его меняющимися представлениями об этой действительности. Так, например, в одном из его стихотворе ний 80-х годов — «Тайна Гоголя» — гений русской литературы предстаёт перед нами под пером Юрия Кузнецова в образе вели кого правдоискателя, оказывающегося недо ступнымнидля охотящихся нанего прижиз ни «кувшинных рыл», ни даже, покинув эту грешную землю, для самого их инферналь ного «столоначальника», от которого он ухо дит по спущенной ему свыше лестнице пря миком взаоблачные выси (то есть— к Богу, ибо небеса, как я понимаю — это символ именно Рая): ...Был ли Гоголь? Была ли Россия? Тихий Миргород? Сон наяву? — Позовите великого Вия! — Словно вихорь размёл трын-траву. Тёмный топот всё ближ е и ближе. Замер Вий у святого креста. — Поднимите мне веки: не вижу! Вот он! — рявкнул... М огила пуста. Только лестница ввы сь поднималась В заходящих лучах... А по ней — Где-то сверху еще осыпалась Пыль земная с незримы х ступней. И вот — в поэме Юрия Кузнецова «Со шествие в Ад» — взошедший только что на наших глазах прямо на небеса автор «Выб ранных мест из переписки с друзьями» и «Размышлений о Божественной литургии» оказывается выведенным перед нами уже горящим, как и все прочие грешники, в адс ком огне, причем не один, а еще и вместе со всеми своими героями: ...К то там летает и дует, как ветер в трубу? Это проносится Гоголь в горящем гробу. Раньше по плечи горел, а теперь по колени. Гоголь всё видит и чует сквозь вечные тени. Хлюпает носом огарок последней свещи, Словно хлебает кацап с тараканами щи. С тыла Мазепа, а с рыла заходит Бандера. Цыц, бандурист! Оборви свои струны , бандура! Батько, поглянь! На закате великая тьма. Чёрт на кону. Украина рехнулась ум а ... Словно трепещ ет разбитая насмерть голубка, Трубка Тараса дымится в аду. Только трубка. — Вижу, всё вижу! — ответил Тарас, как в трубу. Гоголь услышал и вздрогнул в горящем гробу, И разрыдался. А голос козацкий из Рая Д олго трубил, постепенно в аду замирая... Говоря о последней из христианских поэм Юрия Кузнецова и факте самовольно го помещения поэтом ряда своих — если бы вымышленных, а то ведь реально существо вавших вистории и живущих сейчас! — пер сонажей в адские глубины, просто невоз можно не коснуться нравственной стороны его творчества и, в частности, такого из «смертных» для христианина грехов как гор дыня. Именно она ведь является той движу щей силой, что позволяет приверженцам метода постмодернизма без малейших коле баний использовать по своему усмотрению не принадлежащие им художественные от крытия и находки своих литературных пред теч, «опуская» в случае необходимости лю бые великие сюжеты, образы, а также фигу ры самих их авторов до диктуемого закона ми постмодернизма уровня пародии и ос меяния, дающих возможность быстро и без особых духовных затрат вырасти до разме ров вершителя исторических судеб. Объяс няя впоследствии критику Владимиру Бон даренко, за что он упёк в преисподнюю мно гих из своих великих предшественников, Юрий Кузнецов говорит ему: «Попали они у меня в ад за прегрешения перед Богом. Тют чев — за пантеизм и прелюбодеяния, Гоголь — за чертовщину, а Данте — за ВЕЛИКУЮ ГОРДЫНЮ. Но измерим уровень Тютчева по одному из лучших его стихотворений «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». Это молитва. Вот последние слова: «Ангел мой, где б души ни витали, / Ангел мой, ты видишь ли меня?» Тютчев смот рит с земли на небо, но не видит душиДени- сьевой. А вот МОЯ ПОЭМА видит и его женщину, и тень от дыма при луне. Так ЧЕЙ уровень выше? Духовный объем тютчевс кого стихотворения тонет только в одном куске «Сошествия в Ад». Возьмём Гоголя. Его Тарас Бульба — могучий герой, но по 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2