Сибирские огни, 2005, № 10
При этом по поэме почему-то рассы пано староверское написание имени Божье го Сына — «Исусе» (вместо православного — «Иисусе»), а адресованным к Богу мо литвам героев приходится в их пути «обо гнуть Сатану», как будто они похожи на ав томобили с гуманитарной помощью, кото рым приходится объезжать появившийся откуда-то прямо посередине дороги столб. (Читая данное место поэмы, я вспомнил, как во время моей работы в одной из геолого разведочных партий в Читинской области, старые техники-геологишутили надмолоды ми студентами-практикантами, заставляя тех вырубать толстенные сухие деревья, распо лагающиеся на линии направления антенны экспедиционной радиостанции и якобы «препятствующие своими стволами про хождению радиоволны...») Творчество Юрия Кузнецова— это точ но такое же вырубание литературного сухо стоя ради прохождения поэтических «радио волн» самого Юрия Поликарповича, при том, что убираемые им с дороги «деревья» были призваны не только освободить путь для беспрепятственного прохождения его поэзии кчитателю и славе, но еще и усилить выделяемой при их сожжении энергией зву чание её образов. Лес рубят — щепки ле тят, говорится в народе, поэтому, где уж тут в запале рассматривать, чья это там тень по казалась тёмной отметиной в глубине про секи — «пень иль волк или Пушкин мельк нул?» Взгляд приверженца постмодернист ского метода останавливается только на тех из литературных «деревьев», повалив кото рые, можно использовать их для своего соб ственного возвышения — так что не слу чайно, наверное, что в череде кузнецовс ких поэм о Христе появилась и такая его поэма как «Сошествие в Ад», отправной точкой к возникновению которой можно считать близкое по духу стихотворение Дмитрия Кедрина (о бесспорном влиянии которого на поэтику Юрия Кузнецова мы говорили выше) — «Ад», подетально растя нутое затемЮрием Поликарповичем до раз меров полновесной поэмы: Недобрый дух повёл меня, Уже лежавшего в могиле, В страну подземного огня, Которой Данте вел Вергилий. Из первого в девятый круг Моя душа была ведома — Где жадный поп и лживый друг И скотоложец из Содома. Я видел гарпий в том леске, Над тем узилищем, откуда В нечеловеческой тоске Бежал обугленный Иуда. Колодезь ледяной без дна, Где день за днем и год за годом, Как ось земная, Сатана Простёрт от нас до антиподов. Я грешников увидел всех — Их пламя жжёт и влага дразнит, Но каждому из них за грех Вменялась боль одной лишь казни... <...> По сути дела, перед нами опять — по чти стопроцентная калька-схема будущей поэмы Кузнецова, разве что, не лишенный гордыни поэт переменил, создавая своё по лотно, сопровождавшего по Аду лиричес кого героя Кедрина «недоброго духа» на более подходящего с его точки зрения по путчика, взяв себе в проводники по инфер нальным глубинам не кого-нибудь, а Само го Христа Спасителя. Ну и, конечно, не счи тая более детализированной картины муче ний, которую он «увидел», путешествуя по этим кругам, населяя их по ходу своего дви жения вполне конкретными историческими личностями, избираемыми исключительно по своей собственной воле. Так — пускай и не материализованная, а только созданная творческой волей поэта Кедрина в соответ ствии с оставленными Данте описаниями, но, тем не менее — существовавшая в обра зе этого кедринского стихотворения самосто ятельная адская действительность оказа лась в результате прикосновения к ней Ю. Кузнецова преобразованной в не что иное, как его персональное поэтическое пред ставление об этом Аде, со стопроцентной точностью проиллюстрировав этим то, что писал в книге «Постструктурализм. Декон структивизм. Постмодернизм» исследова тель современных литературных направле ний в философии, искусстве и науке Илья Ильин: «Постмодернистская мысль пришла к заключению, что всё, принимаемое за дей ствительность, на самом деле не что иное, как только представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую вы бирает наблюдатель и смена которой ве дёт к кардинальному изменению самого представления...» Признаки именно такого взгляданадействительность мыможем встре тить и в поэзии Юрия Кузнецова, неоднок ратно менявшего ракурс своего зрения на 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2