Сибирские огни, 2005, № 10
происходит и в поэме Юрия Кузнецова, где Господь встречает идущего с головой под мышкой (!) Иоанна и спрашивает его (опять — спрашивает; опять, ЗНАЯ ВСЕ, зачем-то задает ему нелепый да еще и с явной долей иронии вопрос): — ...Иоанн, что случилось с тобой? Голову ты обронил, как скупец — золотой... (Как будто бы Он не знает, что Иоанн лишился головы из-за проповеди Его же при шествия! Получается, что Господь здесь от кровенно пытается покрасоваться перед со провождающим Его по Аду Юрием Кузне цовым Своим остроумием...) Выслушав ответ Предтечи о том, какего обезглавили по требованию Саломеи (при этом рассказ сопровождается такими явно не евангельскими подробностями, как сооб щением о том, что блудница «обстрекала» голову пророка менструацией, из-за чего теперь та и не пристаёт к костяку), Христос делает почти то же, что и кот Бегемот в рома не Булгакова, а именно: ...Глянул на голову Бог и во имя Своё ВЗЯЛИ ПОСТАВИЛНА ПРЕЖНЕЕ МЕСТО ЕЁ. И приросла голова, и, ни мало, ни много, Встретились вровень два взора: пророка и Бога... Стремление к максимальной занима тельности изображаемых сцен приводит к тому, что некоторые из них начинают смот реться как кадры современных американс ких кино- и мультипликационных фильмов. Так, например, абсолютно по-диснеевски воспринимается сцена с встреченным в Аду французским врачом-философом Ламетри, который ведет себя точь-в-точь, как персо нажи некоторых иностранных мультиков, которые то рассыпаются надетали, ато вновь собираются прямо на глазах у зрителя вое дино: ...Был он так худ, что себя разобрать мог на части. Как мы увидели, он это делал отчасти. Левуюруку выкручивал правой. Стонал, Но продолжал... Черт косматым ударом вогнал Лысую голову грешника между плечами. Грешник рассыпался, тупомигая очами. Стал собираться со скрипому нас на виду. Черная крыса мелькнула и скрылась в аду. Духом собрался сперва, а потом уж и телом, Так и скрипел, собираясь и в общем, и в целом. Встал и ощупал себя и промолвил: — Добро! — Но спохватился: — Проклятье! А где же ребро? — Крыса его утащила!.. — (и т. д. и т. п.). При чтении таких строк на память про сто не могут не прийти кадры из многочис ленных фильмов про Робокопа, Терминато ра и других саморемонтирующихся персо нажей иностранного кино, но только не мыс ли о спасении души. Ивот такие по-мультфильмовски хохма- ческие эпизоды соседствуют в поэме с до вольно обширным перечнем тех, кого Юрий Кузнецов определил (исключительно своей собственной волей!) в ряды таких грешни ков, которые, по его мнению, не могут зас луживать ничего другого, кроме геенны ог ненной. Среди обреченных им на адские муки находятся и Гоголь, и Белинский, и Тютчев с Денисьевой, и Лев Толстой, и А.Ф. Керенский, и погибший в бою белый гене рал Лавр Корнилов, и расстрелянный крас ными под Иркутском генерал Колчак, и жес токо убитый кулаками мальчик Павлик Мо розов, и далее — на равных с ними— Троц кий, Ленин, Свердлов, академик Сахаров, писатель Солженицын, генсек Горбачев, пре зидент Ельцин, глава РАОЕЭС Анатолий Чу байс, а также всякая иная современная сво лочь. Как будто поэт никогда и не слышал о том, что погибшие в бою — достойны рая (тем более, что генерал Корнилов защищал БОГОУСТАНОВЛЕННУЮ власть вРоссии!), а убийцы (в том числе и расстрелыцики Кол чака), самовольно беря на себя высшее пра во Господа СУДИТЬ ДРУГИХ, забирают на себя вместе с этим и грехи своих жертв, ос вобождая последних от ответа за них перед Богом, не говоря уже о том, что юный Пав лик Морозов принял не просто жестокую, но откровенно МУЧЕНИЧЕСКУЮ смерть, и может быть за это не только освобожден от наказания, но вообще достоин причисле ния к лику святых — уж Господу-то, навер ное, виднее, кто из нас чего за свою жизнь заслуживает!.. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2