Сибирские огни, 2005, № 10
ва, а также присваивать себе имена, фигу ры, образы, идеи и целые художественные миры самых различных авторов, Юрий Куз нецов и в случае с освоением такой чрез вычайно важной для художника темы, как евангельская, выбрал путь не собственного духовного восхождения и ПОДЪЕМА своих поэм до уровня постижения Господних за поведей и Его Божественного образа, но путь — ОПУСКАНИЯ всей истории прихо да Спасителя на землю до уровня своего чисто материалистического мышления. Однако, даже перетолковывая земную жизнь Христа на свой лад, Кузнецов поло жил в основу своей поэтической версии о Нём не столько свою собственную творчес кую фантазию, сколько, как это свойствен но приверженцам постмодернистского ме тода, осколки и отзвуки уже существующих в анналах мировой культуры религиозных текстов, соединив в одну линию фрагмен ты различных неканонических произведе ний (типа сказаний секты ессеев, легенд о пребывании Христа в учении у индийских йогов и других памятников апокрифической литературы), выведя, таким образом, на пер вое место фактор оригинальности своей трактовки, а отнюдь не задачу приближе ния к пониманию Истины. Надо заметить, что такому понятию как Истина, равно как и другим проявлениям философичности или элементам высокого пафоса в этих поэмах Кузнецова отводится гораздо меньше места, чем, скажем, непос редственно поэтичности или демонстрации независимости авторской позиции в отноше нии узаконенных Церковью эпизодов земной жизни Спасителя. Юрий Кузнецов чуть ли не демонстративно рассматривает Евангелие исключительно на материалистическом уровне, позволяя себе поэтизировать Хрис та как Личность, но при этом опровергая и перечеркивая Его Божественную сущность, из-за чего его поэмы то и дело съезжают в грех неверия, а то и откровенного богохуль ства, как это, например, происходит в одном из эпизодов поэмы «Юность Христа», где у святого Иосифа при разговоре со своим Пасынком якобы срывается с губ одно не могущее не покоробить чувства верующих читателей признание: — ...К то ты и что ты? — Иосиф спросил, наконец.— Матери даже неведомо, кто твой отец!.. Это — уже не просто подсознательно найденный автором, как это иногда бывает, оригинальный «поэтический ход», это — откровенно кощунственная и сознательная ересь, которую, к тому же, бросает по ав торскому произволу в лицо юному Иисусу не кто-нибудь, а сам святой Иосиф, хотя, как известно из Евангелий (и Кузнецов в работе над своими поэмами их, несомненно, читал), с ним еще до рождения Младенца имел бе седу Ангел Господень, сказавший: «Не бой ся принять Марию, жену твою, ибо родив шееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф 1, 20). Но поэмы Юрия Кузнецова — не Еван гелия, и Христос у него — это только обыч ный человек и не более того, а потому для Него так и остаётся тайной, кто Его искуша ет в пустыне, потому Он ходит по Аду и спрашивает у всех: «Где Сатана?» (как будто от настоящего Господа можно и в самом деле спрятаться за печку!), а также совершает массу других поступков, выда ющих в Нем отсутствие не только всеведе ния, но практически и всех других Боже ственных свойств. Безусловно, с точки зрения поэтичнос ти, поэмы Ю. Кузнецова о Христе — едва ли не вершина его творчества, но неужели же он не осознавал (а никто из находивших ся рядом с ним при жизни друзей ему не подсказал), что по тем трактовкам образа Христа, которые он дает в этих произведени ях, он оказывается вроли если и не главного современного ересиарха, то уж, по крайней мере, последователя столь не любимого православными писателями покойного о. Александра Меня, писавшего о Христе, глав ным образом, как о герое древнейших по этических легенд человечества, но не как о реальном Сыне Творца Вселенной!.. Вот как, к примеру, описывается в поэме Кузнецова «Путь Христа» хорошо известный всем по Евангелиям (Мф. 4, 3; Лук. 4, 3) эпизод иску шения Иисуса в пустыне, когда дьявол пред лагал Ему превратить камень в хлеб: — ...Видишь тот камень? Быть может, то камень судеб. Ежели ты Божий Сын, преврати его в хлеб... Много веков предоставленный ветру и зною, Камень лежал. Но Христос покачал головою, Хоть и не ведал еще, человеческий сын, С кем он остался в пустыне один на один... 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2