Сибирские огни, 2005, № 10
И тогда собака зарычала, Обнажая страшны е клыки. Царь природы доказал, однако, Что ещё не вовсе одичал: Встал на четвереньки возле бака И страшней собаки зарычал. Он готов был ей вцепиться в горло, И она — попятилась бочком ... Ч еловек встал на ноги и гордо Свесился над мусорным бачком. Стой в сторонке, псина, да не вякай. И клыки оскаливать не смей. Где тебе соперничать с дворнягой, Вышедшей в собаки — из людей?! А вот — вариант этого же стихотворе ния, напечатанный в восьмом номере жур нала «Нашсовременник» за 2003 год, где оно публикуется уже в «улучшенном» рукой Юрия Кузнецова виде и под несколько изме ненным названием — «Собака»: Встретились у мусорного бака, Проклиная свой голодный век, Старая бездомная собака И — бездомный тож е — человек. В обоих в животах урчало, А в бачке — съедобны е куски. И тогда собака зарычала, Обнажая ж елты е клыки. Царь природы доказал, однако, Что уж е совсем он одичал: Встал на четвереньки возле бака И страшней собаки зарычал. От него ш арахнулась собака. Человек встал на ноги опять, Содержимым мусорного бака Стал свой дикий голод утолять. Я специально привёл здесь полные тек сты и портнягинского, и кузнецовского ва риантов, чтобы была отчетливо видна сте пень изменения первоначального поэтичес кого замысла провинциального поэта редак торским вмешательством московского «мэт ра». И дело даже не в нелепом и смахиваю щем на явную техническую опечатку иска жении строки «в обоих в животах урчало», которую в «современниковском» виде ста ло просто невозможно произнести без оп ределенного усилия над собой, — дело, как мне представляется, в кардинальном изме нении всего, так сказать, «статуса» стихот ворения Портнягина, которое произошло в результате «работы» над ним Юрия Кузне цова. Была, как видим (удачная или нет, дело сейчас не в этом), попытка некоего социаль но-философского ОБОБЩЕНИЯ протекаю щего ныне в стране процесса деградации и перерождения личностей под воздействием обрушившейся на них материальной нище ты, а осталось — не более как просто риф мованное описание единичного, чисто ЛО КАЛЬНОГО житейского случая. Было — тя готеющее к притчевой глубине философс кое исследование, завершающееся красно речивым метафорическим выводом, а ста ла — обрывающаяся на полуслове рядовая уличная зарисовка, этакая простенькая по этическая картинка, из которой во имя уп рощённой литературной гладкости изъяли её философичность... Глядя на массовый характер заимство вания постмодернизмом чужих идей, тем, образов, героев и сюжетов, начинаешь по дозревать его в самом заурядном неумении отыскивать для себя САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ импульсы творчества, что приводит к необ ходимости постоянного шастания в кладов ку мировой культуры (а то и в «карманы» своих современников) ради пополнения ис точников то и дело иссякающего вдохнове ния. То же самое можно видеть и в отноше нии героя нашего исследования. Перетаскав в свои стихи языческие мотивы Древней Руси и всё то чужеземное, что подходило ему для сотворения себе имиджа создателя «но вой мифологии», Юрий Кузнецов, в конце концов, вынужден был обратиться и к само му соблазнительному (хотя и самому пуга ющему) из объектов постмодернистских интерпретаций — сказаниям о рождестве, земной жизни, распятии и воскресении Гос пода нашего Иисуса Христа. Этим уже за нимались до него и Ф.М. Достоевский в сво ей «Легенде о Великом Инквизиторе», и Бо рис Пастернак в поэтическом приложении к роману «Доктор Живаго», и Михаил Булга ков в «ершалаимских» главах своего «Мас тера и Маргариты», и целое множество дру гих отечественных и зарубежных поэтов, прозаиков и кинорежиссёров не только се годняшних дней, но ипочти всех предшество вавших лет и столетий. И вот за изложение своей версии при хода в мир Спасителя взялся Юрий Кузне цов, опубликовавший последовательно в 2000—2002 годах вжурнале «Наш современ ник» (и продублировав их в журнале «Род ная Кубань» и газете «День литературы») поэмы «Детство Христа», «Юность Христа», «Путь Христа» и «Сошествие в Ад». Насле дуя свойство постмодернизма «приватизи ровать» не принадлежащие ему достижения других направлений литературы и искусст 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2