Сибирские огни, 2005, № 10

И тогда собака зарычала, Обнажая страшны е клыки. Царь природы доказал, однако, Что ещё не вовсе одичал: Встал на четвереньки возле бака И страшней собаки зарычал. Он готов был ей вцепиться в горло, И она — попятилась бочком ... Ч еловек встал на ноги и гордо Свесился над мусорным бачком. Стой в сторонке, псина, да не вякай. И клыки оскаливать не смей. Где тебе соперничать с дворнягой, Вышедшей в собаки — из людей?! А вот — вариант этого же стихотворе­ ния, напечатанный в восьмом номере жур­ нала «Нашсовременник» за 2003 год, где оно публикуется уже в «улучшенном» рукой Юрия Кузнецова виде и под несколько изме­ ненным названием — «Собака»: Встретились у мусорного бака, Проклиная свой голодный век, Старая бездомная собака И — бездомный тож е — человек. В обоих в животах урчало, А в бачке — съедобны е куски. И тогда собака зарычала, Обнажая ж елты е клыки. Царь природы доказал, однако, Что уж е совсем он одичал: Встал на четвереньки возле бака И страшней собаки зарычал. От него ш арахнулась собака. Человек встал на ноги опять, Содержимым мусорного бака Стал свой дикий голод утолять. Я специально привёл здесь полные тек­ сты и портнягинского, и кузнецовского ва­ риантов, чтобы была отчетливо видна сте­ пень изменения первоначального поэтичес­ кого замысла провинциального поэта редак­ торским вмешательством московского «мэт­ ра». И дело даже не в нелепом и смахиваю­ щем на явную техническую опечатку иска­ жении строки «в обоих в животах урчало», которую в «современниковском» виде ста­ ло просто невозможно произнести без оп­ ределенного усилия над собой, — дело, как мне представляется, в кардинальном изме­ нении всего, так сказать, «статуса» стихот­ ворения Портнягина, которое произошло в результате «работы» над ним Юрия Кузне­ цова. Была, как видим (удачная или нет, дело сейчас не в этом), попытка некоего социаль­ но-философского ОБОБЩЕНИЯ протекаю­ щего ныне в стране процесса деградации и перерождения личностей под воздействием обрушившейся на них материальной нище­ ты, а осталось — не более как просто риф­ мованное описание единичного, чисто ЛО­ КАЛЬНОГО житейского случая. Было — тя­ готеющее к притчевой глубине философс­ кое исследование, завершающееся красно­ речивым метафорическим выводом, а ста­ ла — обрывающаяся на полуслове рядовая уличная зарисовка, этакая простенькая по­ этическая картинка, из которой во имя уп­ рощённой литературной гладкости изъяли её философичность... Глядя на массовый характер заимство­ вания постмодернизмом чужих идей, тем, образов, героев и сюжетов, начинаешь по­ дозревать его в самом заурядном неумении отыскивать для себя САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ импульсы творчества, что приводит к необ­ ходимости постоянного шастания в кладов­ ку мировой культуры (а то и в «карманы» своих современников) ради пополнения ис­ точников то и дело иссякающего вдохнове­ ния. То же самое можно видеть и в отноше­ нии героя нашего исследования. Перетаскав в свои стихи языческие мотивы Древней Руси и всё то чужеземное, что подходило ему для сотворения себе имиджа создателя «но­ вой мифологии», Юрий Кузнецов, в конце концов, вынужден был обратиться и к само­ му соблазнительному (хотя и самому пуга­ ющему) из объектов постмодернистских интерпретаций — сказаниям о рождестве, земной жизни, распятии и воскресении Гос­ пода нашего Иисуса Христа. Этим уже за­ нимались до него и Ф.М. Достоевский в сво­ ей «Легенде о Великом Инквизиторе», и Бо­ рис Пастернак в поэтическом приложении к роману «Доктор Живаго», и Михаил Булга­ ков в «ершалаимских» главах своего «Мас­ тера и Маргариты», и целое множество дру­ гих отечественных и зарубежных поэтов, прозаиков и кинорежиссёров не только се­ годняшних дней, но ипочти всех предшество­ вавших лет и столетий. И вот за изложение своей версии при­ хода в мир Спасителя взялся Юрий Кузне­ цов, опубликовавший последовательно в 2000—2002 годах вжурнале «Наш современ­ ник» (и продублировав их в журнале «Род­ ная Кубань» и газете «День литературы») поэмы «Детство Христа», «Юность Христа», «Путь Христа» и «Сошествие в Ад». Насле­ дуя свойство постмодернизма «приватизи­ ровать» не принадлежащие ему достижения других направлений литературы и искусст­ 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2