Сибирские огни, 2005, № 10
разы русского фольклора и нашей класси ческой отечественной поэзии. Здесь же — довольно произвольная интерпретация фраг ментов российской и мировой истории, пе реработка фронтовых легенд, рифмованные пересказы анекдотов советской эпохи, новые варианты прочтения народных сказок... Ну вот чем, к примеру, как не опусканием кра сивого и гордого мифа, является столь вы соко оцененное в своё время критиком Ва димом Кожиновым знаменитое кузнецовс кое стихотворение «Атомная сказка»? При чём даже не одного мифа, а сразу двух: ска зочного -— о любви, чистоте и верности, и, так сказать, интеллектуального — о преоб разующей силе науки. Позволю себе напом нитьздесь читателямполный текст этого сти хотворения, таккак оно вопределенной мере является фундаментом для всей той поэти ки, которая принесла впоследствии Юрию Кузнецову славу если и не первого поэта почвеннического лагеря (хотя правление Союза писателей России несколько раз под ряд и выдвигало его кандидатуру — правда, всё время безуспешно — на соискание Го сударственной премии Российской Федера ции), то уж, по крайней мере, творца своей собственной — кузнецовской — мифологии. Вчитаемся в него, чтобы понять, что же та кое положено Юрием Поликарповичем в основу созидаемого им в течение всей его жизни нового литературного мифа: Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад. Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошел в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. — Пригодится на правое дело! — Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. Думаю, что сегодня просто нельзя не увидеть, как жизнеутверждающая русская сказка, наделенная высоким пафосом народ ного стремления к любви и верности, пре вратилась под пером поэта в циничный риф мованный анекдотец о лишённом не только высоких, но и вообще каких бы то ни было человеческих чувств персонаже, единствен ное, на что только и способном, так это — на бездушную трепанацию красоты и гармо нии ради подчинения их своему собствен ному пониманию «правого дела». Собствен но говоря, это стихотворение можно смело рассматривать как самохарактеристику од новременно и художественной манеры Юрия Кузнецова, и всего постмодернизма в целом. Посмотрим внимательнее: постмо дернизм — это ведь не просто один из твор ческих методов, характеризующийся вторич ным использованием сюжетов мировой культуры, но самый что ни на есть настоя щий «приватизатор» не принадлежащих ему культурных ценностей. Всё, к чему только ни прикасается рука представителей этого творческого метода, практически тут же пре вращается в их безраздельную личную соб ственность и может использоваться ими в последующем для осуществления своих соб ственных— самых невероятных с точки зре ния логики первоисточника — художествен ных задач. Может быть, к этому и не стоило бы относиться столь предвзято, но вся беда в том, что в литературе, как и во всём осталь ном мире, работают, в общем-то, одни и те же физические законы, и при контакте двух тел с различной степенью нагрева темпера тура передается не от менее нагретого тела более нагретому, а, наоборот, от более на гретого — менее нагретому. Иными слова ми, используя в качестве исходного матери ала для своих сочинений сюжеты, образы и героев мировой или отечественной класси ки, народного фольклора и религиозных пре даний, фактически невозможно обогатить их своими перифразами, сделав их выше, глуб же и значительнее, чем они были в своем первоначальном виде. Каждое новосоздан- ное произведение, опирающееся в своей основе на какое-то другое из уже существу ющих вмировой культуре общественно при знанных творений, будет представлять собой в лучшем случае добросовестную иллюст рацию к первичному объекту (как, скажем, роман Томаса Манна «Иосиф и его братья» по отношению к Книге Бытия), однако же, чаще всего идейно-философский и художе ственный векторы творчества такого рода оказываются направленными не по восхо дящей, а— по ниспадающей, и привержен цы данного метода выступают по отноше нию к используемым ими произведениям не столько в качестве этических или эстети 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2