Сибирские огни, 2005, № 10
беспристрастно проанализировать творче ство этого автора, начиная с его знаменитой «Атомной сказки» и вплоть до самых после дних поэм о Христе. Чтобы не быть голос ловными и воочию убедиться, что это не пустые слова, вспомним-ка для начала хотя бы самые основные из тех признаков, кото рыми наиболее ярко характеризует себя твор ческий метод, получивший название пост модернизма. На первом месте, как это сле дует из «Словаря культуры XX века» В.П. Руднева (М.: «Аграф», 1997) и определений целого ряда других теоретиков и исследова телей этой «школы», здесь можно обнару жить следующие «показатели»: а) замена философии поэтикой; б) отказ от истины во имя формаль ного (словарного) значения каждого конк ретного слова; приоритет логической се мантики и этимологии над историческим содержанием (отсюда торжество прин ципа: история — это только текст); в) подмена достоверно существующей картины жизни и истории произвольно конструируемыми виртуальными реально стями, являющимися не более, как собствен ными представлениями автора об этой жизни и истории; г) вольное или невольное пародирова ние и принижение всего святого и высоко го; обесценивание духовно значимых сим волов; смешение всего и иронизирование надо всем; д) интертекстуальность — т. е. по строение текста при помощи явных и скры тых цитат из книг других авторов и реми нисценций к произведениям мировой лите ратуры, а также использование любого чужого произведения (плюс историческо го, биографического или культурного фак та) как исходного материала для создания своего собственного текста; е) гипертекстуальность — т. е. орга низация единого текстового простран ства как системы множества самостоя тельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому; ж) полное неприятие какого бы то ни было идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемен та; замена всех объективных законов при роды, жизни, истории и литературы ка тегорией авторской воли, — а также неко торые другие свидетельства принадлежнос ти к этому не безынтересному с формаль ной точки зрения, но явно паразитирующе му на литературных достижениях прошлых лет, художественному методу. Иными словами, постмодернизм — это не что иное, как способ создания литератур ных произведений путём перекраивания широко известных сюжетов классики и на циональных мифов, введения в свои рома ны или поэмы героев мировой литературы и фольклора, насыщения своих сочинений скрытыми и явными цитатами из произве дений великих предшественников, использо вания всвоих текстах чужих художественных образов, пародирования высоких тем и сим волов, произвольного обыгрывания обще известных эпизодов истории, а также воль ного или невольного иронизирования над традиционными для классики социальными идеями и принижения тех проблем, которые мучили собой мыслителей прошлого. Гру бо говоря, постмодернизм — это простей ший способ заявить о себе и самоутвердить ся в искусстве, взгромоздившись на спину всей мировой культуры, и, стоя там, на пле чах зарубежных и отечественных классиков, выцарапать на граните вечности свою не тленную строчку: «Тут был Вася» (или, при менительно к нашему случаю — «Юра»), Поняв на опыте многих своих современни ков, что пытаться говорить в литературе СВОЁ — процесс трудоемкий, долгий и за частую весьма неблагодарный (где гарантия, что на твои слова, мысли и образы кто-ни- будь обратит хотя бы малейшее внимание?), создатели постмодернизма пришли к тому нехитрому выводу, что намного эффектнее сегодня говорить в искусстве что-нибудь не столько СВОЁ, сколько КАК БЫ СВОЁ, но составленное не из своих невыразительных слов и мыслей, а из мешанины цитат, обра зов, идей и сюжетов других— гораздо более известных, чем они сами — авторов и их произведений. «Постмодернизм, таким образом, — пишет в указанной выше книге В.П. Руднев, — есть нечто вроде осколков разбитого зер кала тролля, попавших в глаза всей культу ре...» И если мы перечитаем любую из по этических книг или поэм Юрия Кузнецова, то безо всякого труда увидим, что основа его поэтики — это и есть россыпь таких вот «ос колков разбитого зеркала», в которых дро бятся отражения произведений мировой культуры, тени героев славянского былин ного эпоса, отзвуки сюжетов древнерусских духовных стихов и народных преданий, пер сонажи всевозможных мифов, а также об 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2