Сибирские огни, 2005, № 10

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ Николай ПЕРЕЯСЛОВ ЛАТЕНТНЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА* Юрий Кузнецов — фигура для крити­ ков почвеннического лагеря не просто не­ прикасаемая, но почти священная, во вся­ ком случае, табуированная до последнего времени не менее чем Иосиф Бродский для критиков крыла демократического. Немалую роль в этом, помимо веса самих его стихов, играл авторитет маячившего за его спиной в течение многих лет флагмана «толстых» ли­ тературно-художественных изданий патрио­ тических писателей -—журнала «Наш совре­ менник», в котором Юрий Поликарпович вплоть до самой своей смерти возглавлял отдел поэзии, единолично решая, кому вы­ давать визу для въезда в Вечность, а кому нет, но гораздо сильнее защищала его от бес­ компромиссной оценки его творчества то­ варищами по литературе тень великого Ва­ дима Кожинова, словно бы продолжавшего опекать своего любимца даже из той потус­ торонней дали, откуда пока не существует возврата. Были, конечно, некие критические залпы в сторону автора «Атомной сказки» где-то при самом начале его поэтического пути, когда собратья по единому тогда еще Союзу писателей СССР пытались попенять ему за некоторую неэтичность таких призна­ ний как «я пил из черепа отца» или же срав­ нений типа «пень иль волк или Пушкин мель­ кнул», однако после расхождения пишущей братии по своим отдельным идейно-твор­ ческим организациям и разделения единого ранее поля литературной жизни на несколь­ ко независимых друг от друга литературных огородов и огородиков поэзия Юрия Кузне­ цова, с одной стороны, практически напрочь выпала из поля зрения демократической кри­ тики, переставшей замечать его новые про­ изведения, а с другой — получила как бы некую охранную грамоту или магический оберег также и от критики патриотической, в которой еще и по сей день продолжают действовать некие негласные принципы «со­ хранения единства партии», не рекоменду­ ющие членам одного союза наносить кри­ тические удары «по своим» авторам. Так и получилось, что в то время как лучшие критические перья Союза писателей России громили произведения Пелевина, Сорокина, Ерофеева и других отъявленных российских постмодернистов, рядом, под самым, так сказать, носом у руководителей идейно-политического и художественного штаба писателей почвеннического направ­ ления, в качестве которого уже много лет выступает журнал «Наш современник», со­ чинял, распространяя при помощи этого самого издания, свои не менее постмодер­ нистские, чем романы того же Пелевина, стихи и поэмы ведущий поэт литературно­ патриотического лагеря — Юрий Поликар­ пович Кузнецов. Такая картина откроется любому, кто отыщет в себе смелость для того, чтобы ‘ Статья печатается в дискуссионном порядке и не отражает точку зрения редакции. «Сибирские огни» предполагают продолжить дискуссию в ближайших номерах. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2