Сибирские огни, 2005, № 10

— рабом, но божественное в них от этого не менялось. Только человек виноват в том, что его самопознающаяся сущность облачалась иногда в рабское одеяние, оста­ ваясь при этом все на тех же высотах духовного совершенства. Раб — производное плотских эгоистических интересов человека. Это назидание, предостережение и укор человеческой природе — сколь опасно подчинение и унижение духа перед плотью. Ибо скотству в данном случае более подвержен бывает господин, чем раб. После­ днего оправдывает его бесправие, и высшие силы всегда на стороне слабых. Можно, казалось бы, исторгнуть и вздох облегчения: рабства среди человече­ ства теперь нет! Но искренним этот порыв не назовешь. Горечь из-за того, что хотя современная цивилизация официально и ограждена законом от рабства, в скрытой форме оно присутствует во многих и многих уголках мира, унижая и обескровливая разумное начало в нашей среде. Увы, метастазы рабства знакомы и нынешней Рос­ сии. Оценивая в целом нравственное состояние общества, не будет преувеличением сказать, что заповеди и в настоящее время все еще не по плечу большинству из нас. Это удивительно при учете того, что явлены они были людям более двух тысяч лет назад. И если попытаться найти ответ на вопрос, почему стало возможным такое нравственное бесплодие, объективным вынуждены признать следующее заключе­ ние: во все времена власть повинна в духовной деградации общества. Доказать это не составляет никакого труда. За 70 лет Советской власти на территории бывшего СССР сформировалась общ­ ность людей, получившая название советский народ. В основу нравственного вос­ питания людей государство положило моральный кодекс строителя коммунизма, сутью которого явились как раз заповеди, наработанные людской мудростью в пре­ дыдущие века. Благодаря этому был сделан колоссальный рывок из холопского со­ стояния к духовно-нравственному возвышению людей, причем это благотворное обновление духа целого народа подвигло к нравственному пробуждению всего че­ ловечества. Но стоило России сменить свой социальный вектор развития на капита­ листический, тут же произошел обвал духовно-нравственных устоев народа. Тлет­ ворное влияние власти на нравственное обеспечение общества налицо. Корысть и алчность движет капиталом. А этим низменным устремлениям влас­ тного эгоистического племени не по пути с такими высокими требованиями запове­ дей, как не обмани, не укради, не убий; они тяжкие оковы на загребущем ухвате олигархической и правящей элиты. Так что по заповедям жить большинству людей приходится нынче наперекор тому общественному строю, который насаждается и пестуется проводниками и хранителями бездушного и бесчестного капитала. В этом трагизм как прошлого, так и современного бытия человечества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2