Сибирские огни, 2005, № 10

БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ ствования. Общество, которое не соблюдает (или недостаточно соблюдает) такие главнейшие заповеди, как не убий и не прелюбодействуй, не может не воровать. Потому что на фоне убийства воровство выглядит детской забавой. Любое грехопа­ дение имеет одну и ту же природу: господство плоти над духом. И чем выше это господство, тем отвратнее действия людей. Очищаться человечество будет не в от­ дельности от каждого звена неблаговидных деяний (воровство), а от всей цепи, со­ творенной низменными интересами плоти для всех сторон нашей многогранной жизни. Воровство же не самое страшное звено в этих безнравственных оковах, уво­ дящих нас от духовности вмирживотных инстинктов. Какосвободиться от них (оков)? Прежде всего надо понять всей силой разума и прочувствовать каждой своей клеткой то важнейшее обстоятельство, что все мы, претендующие на гордое звание человека, являемся носителями и представителями божественной сущности. Наше самопознание есть отражение и выражение Вселенского Разума на планете Земля. И это духовное богатство надо вывести из-под власти собственной плоти. До сих пор мы не осознали своей духовной исключительности, становясь лишь во главе того ряда органических форм, которые обитают вокруг нас. Но в этом ряду только один человек способен к осознанию хорошего и плохого, справедливого и дурного. Для чего нам дана такая привилегия? Чтобы установить торжество справедливости во взаимоотношениях людей, ибо это есть естественная потребность проявляющейся в нас самопознающейся сущности. Для этого плоть должна быть укрощена и обузда­ на духом. Вот тогда мы перестанем оскорблять божественное начало в себе такими аморальными действиями, как убийство, прелюбодеяние, воровство. Пока не осоз­ наем себя богоносящей сущностью, будем убивать, воровать и прочее. Сегодня же мы не только не пытаемся высветить в себе частичку Вселенского Разума, но делаем все для того, чтобы затушевать, затемнить ее в наших сердцах и душах. В подтверждение можно привести прямо-таки классический пример из со­ временной российской действительности. Стоило нынешним вершителям государ­ ственных судеб пренебречь соборным духом народа, как в некогда совестливой и дружной стране совсем за короткий период убийства и грабежи стали почти рядо­ вым событием. Попытка заглушить в человеке соборное начало (а это ни что иное, как духовный потенциал народа) и растормошить, взъерошить в нем на полную мощь махровый индивидуализм (то бишь эгоизм), обернулась сегодня не одним расцветом воровства и других преступлений, но и настоящими войнами между брат­ скими народами. Неисполнение же заповеди «не укради» стало повседневной нор­ мой жизни. И чем выше по общественному рангу находятся люди, тем крупнее и изощреннее их лихоимство. Дух — тонкая материя и требует к себе самого высокого внимания и самого осторожного обращения с ним. Усилиями милиции и полиции он не приумножает­ ся. Падение духовности бывает стремительным, подъем же подобен черепашьему шагу. И каким путем у россиян будут восстанавливаться утраченные позиции в их нравственном самосовершенствовании, а затем завоевываться и осваиваться новые духовные высоты— кто даст ответ? Никто. Однако не вредно будет всем нам уже теперь осознать и освежить в памяти факт исключительности своей соборной природы и всем сердцем стать на защиту этого духовного богатства. Насаждаемый индивидуализм не может прижиться на нашей соборной почве, иначе народ теряет присущий ему духовный лик. Это не путь к исполнению заповедей: не убий и не укради, а прямая дорога к процветанию эгоиз­ ма в его разнообразном обличье. Нет нужды в угоду чужих интересов изгонять из себя божественное начало; наоборот, надо всячески содействовать проявлению да­ рованных нам природой соборных черт. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (Не произноси ложн го свидетельства на ближнего твоего). И данная заповедь отражает усилия нашего духа освободиться от липкой паути­ ны эгоизма. Не произноси ложного свидетельства. Зачем же оно все-таки произно­ сится? Чтобы выгородить какую-то выгоду своей телесной оболочке. Не духу, а пло­ ти. Дух не нуждается вльготах, вознаграждениях, поощрениях. Он выше этого, пото­ му что материальная пища не его удел. Ему достаточно осознания своего вечного единства с миром: дороже этого прозрения ничего нет. Плоть же любит тешить себя физическими удовольствиями, и чтобы урвать их побольше, приходится творить 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2