Сибирские огни, 2005, № 10

БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН Щ ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ судьбы. Не успокоит и не согреет он при жизни свое сердце сознанием единства с Вселенским Разумом. Именно о таких людях в народе говорят: ни дна тебе не будет, ни покрышки. Полное забвение. Бог не прилагает никаких усилий в наказании, хотя эту функцию ему усиленно навязывают ревностные почитатели на всем протяжении того исторического перио­ да, как он открыт и признан всечеловеческим разумом. Каждый человек наказывает или награждает себя собственными руками, в зависимости от того, какие действия он совершает в течение своей жизни: богоугодные или безнравственные. Только конкретные шаги и поступки определяют космическую судьбу человека; никакие молитвы и заклинания не могут помочь убийце: он сам себе судья и палач, самый непреклонный и безжалостный. И если соотнести неотвратимость наказания с теми жестокостями, которые тво­ рились и сегодня творятся среди человечества, то невольно приходишь к выводу, что подобная вакханалия стала возможной из-за того, что люди не совсем верно (точнее, совсем не верно) осведомлены в области космической оценки всех их жизненных отправлений. Никакого снятия грехов путем раскаяния и молитвы нет; карма (плоть) очищается только посредством высоконравственного действия. И хватит ли этого очищающего усилия для того, чтобы перекрыть или сгладить им предыдущее пре­ ступление, не знает никто; результат скажется только в открытии божественной сущ­ ности в собственном сердце. Поэтому единственный надежный способ быть уве­ ренным в богоугодности своей судьбы — это совершение добродетельных действий в течение всей личной жизни. Творя убийство, человек навсегда прерывает свою духовную связь с прошлым и будущим; его безнравственное существование завер­ шается выхолащиванием разума, ибо осознание единства с миром становится недо­ ступным. 7. Не прелюбы сотвори (Не прелюбодействуй). В жизни каждого человека эта заповедь играет особую роль. И связано это с тем, что она отражает ту область человеческих взаимоотношений, в которой нашли максимальное выражение противоречия между плотскими и духовными интереса­ ми личности. Переплетение этих интересов настолько высоко и взаимообусловлено, что можно говорить об определенном освящении их провиденческими силами Бога, ибо в данном случае устремления плоти могут иметь и высоконравственную осно­ ву; в той части, которая касается святого чувства любви. Нигде плоть так не близка к духу по чистоте своих устремлений, как в проявле­ нии искреннего любовного порыва. Но и нигде она так не падает низко, как в без­ нравственном выражении полового инстинкта. Сила и одухотворенность плоти рож­ дают трагизм и счастье любви. Взаимоотношения полов — один из главнейших фак­ торов нормального жизнеобеспечения и функционирования человеческого обще­ ства. Ивтаком определении нет и тени ханжества. Исключительность их значения для людей подтверждается тем обстоятельством, что вершина сладострастия познается человеком именно путем удовлетворения полового чувства. Такой сугубо матери­ альной, но неотразимой приманкой человек поощряется на безукоснительную реа­ лизацию древнейшего и сильнейшего инстинкта всего животного царства — инстин­ кта самосохранения или продолжения своего рода в цепи последующих поколений. Как видим, нагрузка у полового чувства велика и эволюционно значима и требует к себе самого серьезного и вдумчиво щепетильного отношения. И жизнь человеческого общества соразмерна, по существу, с данными требова­ ниями: взаимоотношения полов облачены в семейную форму, тем самым направ­ лены в русло благочестивого их воплощения; любовь и трезвомыслие гарантируют нравственную высоту и надежность супружеских уз. Так обстоит дело со стороны богоугодного выражения чувственного влечения полов. Но эгоизм не может оста­ вить без внимания эту важнейшую сферу человеческого бытия. Выскажемся опре­ деленней: нигде эгоизм так широко не распространил свои тлетворные щупальца, как в области проникновенных и интимных отношений между мужчиной и женщи­ ной. Иначе и не могло быть, потому что эта болезнь паразитирует на нравственности и питается преимущественно плотскими удовольствиями. Вот и эксплуатирует эго­ изм половое чувство вне всяких нравственных норм и устремляется к нему, как муха на мед, всеми необузданными силами. На этом пространстве вершатся настоящие битвы между духом и плотью, и едва ли будет правомерным заявление, что эгоизм 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2