Сибирские огни, 2005, № 10
то ощущает холод и равнодушие и даже отвращение к себе. А ведь то и другое — проявление одной и той же духовной сущности. Только природа облекла ее в разные формы, чтобы взвесить и оценить влияние плоти над духом и после выразить свое беспристрастие в размахе крыльев нашей космической судьбы. Но это нам невдомек. Ничто так сильно не характеризует состояние здоровья человеческого общества (семьи, народности, государства), как его отношение к бес помощной и беззащитной старости. Ибо в сущности своей оно выражает наше отно шение к самим себе: однажды взобравшимся на пьедестал молодости, но неизбеж ным ходом времени свергнутыми к подножию старости. А разве может не умею щий уважать себя человек проявлять искреннюю теплоту к другому? Не может, чему подтверждением служит вся человеческая жизнь. Бог искушает нас молодостью, но самую молодость искушает старостью, что бы определить настоящую цену человека. И когда, поучая людей, говорит им: чти отца и мать, он подчеркивает тем самым преемственность и беспрерывность совер шенного духа в череде сменяющихся поколений. Сегодня же состояние нашего общества таково, что оно больше дает примеров, как нельзя относиться к седеющим родителям, чем случаев, подпадающих под опре деление заповеди: чти отца и матерь свою. Неисполнение этого предначертания с наибольшей убедительностью свидетельствует о том, что с Богом человек все еще не определился; не понял его вселенскую сущность, не обрел истинной связи с ним. Вера в него для многих формальна, знания мелки, хотя все броско обставлено соот ветствующими украшениями и ритуалами и подтверждено широковещательными заявлениями. Вместо всего этого достаточно простого исполнения заповедей — ни слов, ни клятв, ни заверений, — но нужное как раз и отсутствует. Для многих людей слова заповеди — глас вопиющего в пустыне. Вот и сыплются на наши головы судь боносные шишки, как поздней осенью с могучего кедра. В забвении нравственных правил кроется причина того, что мы ни коим образом не стали нравственно чище в сравнении с нашими далекими предками. Как не хочется нам очищать свою плоть от эгоистической накипи. Сколь настырен еще эгоизм в нас, хотя вроде бы и обречен, если помнить о нашем высоком предначертании. И исполнение заповеди: чти отца и мать — самый верный порыв в возвышении нашего духа. 6. Не убий (Не убивай). Неисполнение одной заповеди приводит к неисполнению другой. И это законо мерно. На все многообразие общественных взаимоотношений сетью наложены от ношения между родителями и детьми, поэтому неблагополучие этих связей всеохва тывающей волной распространяется на все области человеческой жизни. И в этой буре сумбурного всплеска страстей человек опускается до такой дикости, что спосо бен совершить самый тяжкий грех перед Богом — убийство своего собрата по пло ти, духу и разуму. Это и дикостью назвать не совсем верно, потому что у диких зверей целенаправленные убийства внутри вида отсутствуют (за редким исключени ем). Поэтому убийства среди людей — тяжкая болезнь человеческой нравственнос ти, обусловленная дремучим невежеством в вопросах понимания своей духовной сущности. Наше самопознание — вершина духовных и физических совершенств —дает нам право заявить о том, что мы, всё без исключения человечество, являемся носи телями божественной сущности на Земле. Осознание истинности этой мысли долж но стать альфой и омегой всего нашего существования. Пока же мы даже не на подступах к освоению этого высоконравственного откровения, потому что всем образом нынешнего земного бытия настроены на иной лад всех духовных отправле ний. Вот и поднимается рука на другого человека, совершенно не ведая о том, что творит. А творит она самое противоестественное и самое жестокое действо: отнима ет жизнь у собрата в угоду корыстных интересов своего эго, тем самым насилует дух как в себе, так и в убиенном. Иными словами, попирает законы космоса, потому что право накладывать ограничения на продолжительность человеческой жизни при надлежит самой природе. Всем, прилагающим в той или иной форме руку к убий ствам, придется неизбежно расплачиваться за свершение насилия над чужой жиз нью. И не мифический ад уготован убийце: для него это пустой звук. Своими садис тскими действиями убийца (непосредственный или опосредованный) сооружает во плоти своей жесткий кармический каркас, который ведет к краху его космической 181 БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН № ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2