Сибирские огни, 2005, № 10
БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ ме и содержанию положения, и чтобы не затронуть неосторожным словом искрен них чувств верующего в конкретный образ Бога, перечислим эти заповеди без каких- либо дополнительных пояснений. 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будет тебе бозе инии, разве Мене (Я — Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим). 2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, не послужиши им (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им). 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно). 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотворивши в них все дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему (Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, субботу, Господу Богу твоему). Суть именно этих заповедей отразил Иисус Христос в следующих словах: «Воз люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разуме нием твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Еванг. от Матфея, гл. 22, 37-38). Как носитель и источник доброты и справедливости, Бог заслуживает к себе всепоглощающей любви, независимо от того, какое выражение божественная сущ ность находит в нашем сознании. Ибо через понятие Бога мы соприкасаемся и обре таем духовное совершенство. В этом и состоит корень преданнейших отношений к Богу: черпать в нем доброту и справедливость и нести их в мир; в противном случае любовь мертва и бесполезна. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, кото рую Господь, Бог твой, дает тебе). Эта заповедь стоит на первом месте после четырех культовых, тем самым под черкивается ее главенствующее положение во всей палитре человеческих взаимоот ношений, обусловленных, в свою очередь, необходимостью совместного сосуще ствования людей под одной крышей. Чти отца и мать. Если эта заповедь соблюдена, то мир, счастье и благополучие обеспечены для всего человечества. Ибо общество наше состоит не просто из лю дей, а из отцов и матерей, и любезных их сердцу чад. Поэтому все прочие взаимоот ношения людей на внеродственной основе — это, по существу, всевозможное и разнообразнейшее переплетение интересов родителей и детей вне границ своего семейного очага. Отсюда высоконравственное отношение к родителям (обратная связь освящена безграничной любовью!) может служить ключом к всеобщему бла годенствию. Вот изначальный смысл данной заповеди. Выполняется ли она людьми? Кем-то да, потому что во все времена среди чело вечества находятся праведники, несущие на своих плечах тяжесть нравственного груза. В них выявляется духовность в незамутненном плотскими интересами состо янии. Но само неблагополучие мира на всем протяжении истории человечества говорит о том, что данная заповедь не соблюдается многими людьми, будучи им известной; некоторым же она остается незнакомой в течение всей личной жизни. Незнание и нежелание ее исполнять оборачивается для человечества теми невзгода ми и лишениями, которые так обильно сопровождали наше прошлое и без особых помех перекочевали в настоящее. Круг человеческой жизни увенчан замысловатым узлом: неопытность и перво зданная чистота рождения замыкается в конце жизни выпестованной на просчетах мудростью, занесшей свой последний шаг над пропастью небытия. И то, и другое беззащитно и беспомощно перед лицом жизни. Но младость окружена беспредель ной родительской любовью, старость же зачастую мытарствует в одиночестве и опус кает перед колкой действительностью свой виноватый взгляд. В чем виноватый? В немощи? Но какую любовь вызывает к себе беспомощность наших детей! Может, виновата старость в своей непривлекательности? А как мила и восхитительна для нашего взгляда неприглядность новорожденного ребенка! Или спящий разум явив шегося на свет дитя не близок впадающему в детство рассудку старца!? Вот как смыкается круг человеческой жизни; начало его купается в любви, конец очень час 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2