Сибирские огни, 2005, № 10

БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ ме и содержанию положения, и чтобы не затронуть неосторожным словом искрен­ них чувств верующего в конкретный образ Бога, перечислим эти заповеди без каких- либо дополнительных пояснений. 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будет тебе бозе инии, разве Мене (Я — Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим). 2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, не послужиши им (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им). 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно). 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотворивши в них все дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему (Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, субботу, Господу Богу твоему). Суть именно этих заповедей отразил Иисус Христос в следующих словах: «Воз­ люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разуме­ нием твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Еванг. от Матфея, гл. 22, 37-38). Как носитель и источник доброты и справедливости, Бог заслуживает к себе всепоглощающей любви, независимо от того, какое выражение божественная сущ­ ность находит в нашем сознании. Ибо через понятие Бога мы соприкасаемся и обре­ таем духовное совершенство. В этом и состоит корень преданнейших отношений к Богу: черпать в нем доброту и справедливость и нести их в мир; в противном случае любовь мертва и бесполезна. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, кото­ рую Господь, Бог твой, дает тебе). Эта заповедь стоит на первом месте после четырех культовых, тем самым под­ черкивается ее главенствующее положение во всей палитре человеческих взаимоот­ ношений, обусловленных, в свою очередь, необходимостью совместного сосуще­ ствования людей под одной крышей. Чти отца и мать. Если эта заповедь соблюдена, то мир, счастье и благополучие обеспечены для всего человечества. Ибо общество наше состоит не просто из лю­ дей, а из отцов и матерей, и любезных их сердцу чад. Поэтому все прочие взаимоот­ ношения людей на внеродственной основе — это, по существу, всевозможное и разнообразнейшее переплетение интересов родителей и детей вне границ своего семейного очага. Отсюда высоконравственное отношение к родителям (обратная связь освящена безграничной любовью!) может служить ключом к всеобщему бла­ годенствию. Вот изначальный смысл данной заповеди. Выполняется ли она людьми? Кем-то да, потому что во все времена среди чело­ вечества находятся праведники, несущие на своих плечах тяжесть нравственного груза. В них выявляется духовность в незамутненном плотскими интересами состо­ янии. Но само неблагополучие мира на всем протяжении истории человечества говорит о том, что данная заповедь не соблюдается многими людьми, будучи им известной; некоторым же она остается незнакомой в течение всей личной жизни. Незнание и нежелание ее исполнять оборачивается для человечества теми невзгода­ ми и лишениями, которые так обильно сопровождали наше прошлое и без особых помех перекочевали в настоящее. Круг человеческой жизни увенчан замысловатым узлом: неопытность и перво­ зданная чистота рождения замыкается в конце жизни выпестованной на просчетах мудростью, занесшей свой последний шаг над пропастью небытия. И то, и другое беззащитно и беспомощно перед лицом жизни. Но младость окружена беспредель­ ной родительской любовью, старость же зачастую мытарствует в одиночестве и опус­ кает перед колкой действительностью свой виноватый взгляд. В чем виноватый? В немощи? Но какую любовь вызывает к себе беспомощность наших детей! Может, виновата старость в своей непривлекательности? А как мила и восхитительна для нашего взгляда неприглядность новорожденного ребенка! Или спящий разум явив­ шегося на свет дитя не близок впадающему в детство рассудку старца!? Вот как смыкается круг человеческой жизни; начало его купается в любви, конец очень час­ 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2