Сибирские огни, 2005, № 10
Ф И Л О С О Ф С К И Е Б Е С Е Д Ы Борис КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ Много тысячелетий прошло, прежде чем человек, обладая полноценным разу мом и речью, ощутил себя самопознающейся сущностью, что и выразилось впос ледствии в нравственном кодексе, открывшемся ему в виде бесценных и не подлежа щих забвению на все времена заповедей Бога. Это знаменательное событие в исто рии человечества произошло на рубеже 12-10 веков до н.э. и означало, видимо, то, что дух наш становился космической силой, и это с необходимостью требовало нрав ственного обеспечения всего многообразия его воплощений в действительность. То есть, чем могущественнее силы, тем выше должна быть нравственная основа их реального воплощения. Заповеди были даны Богом пророку Моисею на Синайской горе —- такова форма первородного явления этой всечеловеческой мудрости на на шей Земле. Кого-то такая трактовка рождения заповедей устраивает (тех, кто призна ет библейское положение о сотворении человека по образу и подобию Божию, что фактически означает навязывание Богу образа и подобия человека), кого-то нет (тех, для кого вселенская сущность Бога не ограничивается никаким конкретным обра зом, а вбирает в себя все сущее — духовное и материальное); но для тех и других они служат или должны служить путеводной звездой в продолжение всей личной жизни. Заповеди были написаны на каменных скрижалях; Моисей во гневе на свой народ разбил их, но потом вымолил у Бога другие. Можно и такую подачу принять за истину, кому дорога вера в своего Бога. Но весомее и дороже те заповеди, которые исторгнуты из сердца и не разбиваются ни при каких обстоятельствах. Именно тако вым по своей сути было обретение Моисея, выразившее всю глубину людской муд рости, выводящей человека на стезю осознанной нравственности. На то, что заповеди есть продукт многовекового творчества взрослеющего ра зума человека, убедительно указывает текст одной из них. В этой заповеди есть такие слова: «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его...». Бог — совершеннейшая сущность. Реально его можно представить как Вселен ский Разум; и наш разум — лишь частица его всепознающей безграничной сущно сти. Как разумное существо, человек представляет совершеннейшую сущность Бога на Земле. Совершенство и рабство несовместимы, отсюда неизбежный вывод о том, что состояние раба и рабыни было предуготовано не Богом, а самим человеком в известный период его исторического развития, когда он еще не осознавал свою вы сокую миссию единственного носителя разума на земной обители. Раб — производ ное деятельности человека, как и сами заповеди, отразившие в себе не только много вековую мудрость людей, но и прискорбный факт уничижения собрата по разуму. Итак, Бог заговорил в человеке; плоть же говорила внем всегда; и этот несконча емый диалог духа и плоти ведется уже долгие века, но заповеди, как можно видеть, так и не стали правилом жизни для большинства членов человеческого сообщества. Почему? Чтобы попытаться в какой-то мере осветить данный вопрос, необходимо прикоснуться к самим заповедям. Первые четыре из них вытекают из сути тех представлений о Боге, которые гос подствовали во времена открытия и принятия их человеком. Это культовые по фор 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2