Сибирские огни, 2005, № 10

Ф И Л О С О Ф С К И Е Б Е С Е Д Ы Борис КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ Много тысячелетий прошло, прежде чем человек, обладая полноценным разу­ мом и речью, ощутил себя самопознающейся сущностью, что и выразилось впос­ ледствии в нравственном кодексе, открывшемся ему в виде бесценных и не подлежа­ щих забвению на все времена заповедей Бога. Это знаменательное событие в исто­ рии человечества произошло на рубеже 12-10 веков до н.э. и означало, видимо, то, что дух наш становился космической силой, и это с необходимостью требовало нрав­ ственного обеспечения всего многообразия его воплощений в действительность. То есть, чем могущественнее силы, тем выше должна быть нравственная основа их реального воплощения. Заповеди были даны Богом пророку Моисею на Синайской горе —- такова форма первородного явления этой всечеловеческой мудрости на на­ шей Земле. Кого-то такая трактовка рождения заповедей устраивает (тех, кто призна­ ет библейское положение о сотворении человека по образу и подобию Божию, что фактически означает навязывание Богу образа и подобия человека), кого-то нет (тех, для кого вселенская сущность Бога не ограничивается никаким конкретным обра­ зом, а вбирает в себя все сущее — духовное и материальное); но для тех и других они служат или должны служить путеводной звездой в продолжение всей личной жизни. Заповеди были написаны на каменных скрижалях; Моисей во гневе на свой народ разбил их, но потом вымолил у Бога другие. Можно и такую подачу принять за истину, кому дорога вера в своего Бога. Но весомее и дороже те заповеди, которые исторгнуты из сердца и не разбиваются ни при каких обстоятельствах. Именно тако­ вым по своей сути было обретение Моисея, выразившее всю глубину людской муд­ рости, выводящей человека на стезю осознанной нравственности. На то, что заповеди есть продукт многовекового творчества взрослеющего ра­ зума человека, убедительно указывает текст одной из них. В этой заповеди есть такие слова: «Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его...». Бог — совершеннейшая сущность. Реально его можно представить как Вселен­ ский Разум; и наш разум — лишь частица его всепознающей безграничной сущно­ сти. Как разумное существо, человек представляет совершеннейшую сущность Бога на Земле. Совершенство и рабство несовместимы, отсюда неизбежный вывод о том, что состояние раба и рабыни было предуготовано не Богом, а самим человеком в известный период его исторического развития, когда он еще не осознавал свою вы­ сокую миссию единственного носителя разума на земной обители. Раб — производ­ ное деятельности человека, как и сами заповеди, отразившие в себе не только много­ вековую мудрость людей, но и прискорбный факт уничижения собрата по разуму. Итак, Бог заговорил в человеке; плоть же говорила внем всегда; и этот несконча­ емый диалог духа и плоти ведется уже долгие века, но заповеди, как можно видеть, так и не стали правилом жизни для большинства членов человеческого сообщества. Почему? Чтобы попытаться в какой-то мере осветить данный вопрос, необходимо прикоснуться к самим заповедям. Первые четыре из них вытекают из сути тех представлений о Боге, которые гос­ подствовали во времена открытия и принятия их человеком. Это культовые по фор­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2