Сибирские огни, 2005, № 10

ность, чувство вины, недоверие к средствам массовой информации. Особенно опас­ ным психологи считают повышение уровня ксенофобии среди населения. Дефицит информации о том, как распределялись благотворительные средства, где можно получить медицинскую помощь, о ходе расследования трагических со­ бытий — усугубил неблагоприятную психологическую обстановку в городе. Именно такие посттерактные ситуации, если думать о перспективе, требуют аккуратного анализа и выверенных решений. Например, в сфере формирования культуры безопасности, ее нужно внедрять с раннего, еще детсадовского возраста. Пока не сформирована культура безопасности, общество беззащитно перед терро­ ризмом. Каждому необходимо осознать: от террористов защитят в первую очередь не техника, не заборы, а собственная бдительность и дисциплинированность. Терак­ ты в большинстве случаев предотвращают именно люди. Политический и религиозный экстремизм — это в целом антиконституционная деятельность. Он опасен в первую очередь для самой государственности. Он сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопас­ ности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящие время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы го­ сударственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пике­ тирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами боевых операций, осуществление целой серии террористических акций, а том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конститу­ ционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей. Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества госу­ дарств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой. Задачи на внешнем направлении противодействия политическому экстремиз­ му должны органически вписываться в общую стратегическую линию Российского государства на установление и поддержание международных связей. Эта линия от­ ражает новый этап вступления России в мировое сообщество, в международную экономическую и правовую систему, приверженность ее принципам взаимоуваже­ ния, конструктивизма, отказа от политики конфронтации, установки на мирное уре­ гулирование спорных межгосударственных проблем. Стремление Российского го­ сударства к поддержанию и укреплению международной безопасности, вступление в международное антитеррористическое сообщество обусловливает его участие в совместном противодействии этому явлению. В этой связи важным элементом реализации государственной политики на рас­ сматриваемом направлении является сохранение и развитие деловых связей, много­ стороннего сотрудничества между российскими правоохранительными органами, спецслужбами и соответствующими структурами иностранных государств, равно как и между другими ведомствами, имеющими отношение к противодействию меж­ дународному терроризму и другим насильственным посягательствам. Поддержание контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья явля­ ется проявлением внешних функций Российской Федерации, в частности таких из них, как: — участие в защите международной безопасности от акций политического эк­ стремизма, сотрудничество с другими государствами в области противодействия террористическим и иным экстремистским акциям; — предотвращение угрозы политического экстремизма из дальнего и ближнего зарубежья, недопущение перерастания региональных конфликтов и войн из ближ­ него зарубежья на территорию Российской Федерации; — поддержание тесного сотрудничества с другими государствами, прежде все­ го с СНГ, по вопросам совместного противодействия акциям международного тер­ роризма; — участие в предотвращении и пресечении международных конфликтов, пред­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2