Сибирские огни, 2005, № 10

К факторам, порождающим религиозно-политический экстремизм можно от­ нести социально-экономические кризисы, меняющие кхудшему условия жизни боль­ шинства членов общества: ухудшение социальной перспективы значительной части населения, рост антисоциальных проявлений, страх перед будущим, нарастание чув­ ства ущемления законных прав и интересов этнических и конфессиональных общно­ стей, а также политических амбиций их лидеров, обострение этноконфессиональных отношений. Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстре­ мизма в России, нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических мень­ шинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных ре­ лигиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране поли­ тических, этнонациональных имежконфессиональных противоречий. Наконец, нельзя не сказать о том, что созданию благоприятных условий для активизации деятельнос­ ти различного рода экстремистских групп в стране в значительной мере способство­ вали разрушение системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии. С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранять социально-экономические и политические условия, способству­ ющие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную дея­ тельность экстремистов, то общество должно противодействовать, противопостав­ ляя экстремистским идеям и призывам идеи политической и этнорелигиозной толе­ рантности, гражданского мира и межнационального согласия. Для преодоления религиозно-политического экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: политические, социологические, психологичес­ кие, силовые, информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль при­ звана играть правоприменительная практика. Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней активное участие призваны принять общественные объединения, СМИ, религиозные структуры. Важное значение для преодоления экстремизма имеет мониторинг его прояв­ лений, а также противодействие использованию средств массовой информации и храмовой аудитории для пропаганды его идей. При этом следует учитывать и такой фактор, характерный для России, как низкий уровень общего состояния всей систе­ мы культуры межнационального общения. Именно эта ситуация является благодат­ ной почвой для культивирования ксенофобии, взращивания различного рода пред­ рассудков, предубеждений, становится причиной конфликтов в сфере отношений между народами, способствует проявлению экстремизма. Болезненный поиск культурной уникальности, «национальных» характеров и психологии, глубоких исторических корней и «исторических несправедливостей», внешних и внутренних врагов и прочее приводит к ужесточению разделительных линий между гражданами нашего государства. Российский народ имеет гораздо больше общих культурных и исторических ценностей и социальных норм, чем различий между гражданами по причине их этнической принадлежности. Уровень повседневного взаимодействия людей в мно- гоэтничных сообществах и коллективах (включая семейно-родственные) на порядок выше, чем среди представителей политических и интеллектуальных элит. Следует отказаться от упорной и навязчивой экзотизации и исключительности этнических общностей и придания им радикального, фундаментального характера, что чревато дальнейшей разобщенностью российских граждан. Именно это создает базу отчуж­ денности и ксенофобии. Исключительно важны и другие моменты, необходим их анализ на государ­ ственном уровне, их систематизация, обобщение и формирование практических выводов, а главное их реализация, прежде всего, на фактурной базе тех актов терро­ ризма, которые уже имеет наша страна, пренебрегать ими недопустимо. Так по некоторым оценкам психологов и через год после событий в Беслане у большинства бесланцев наблюдается высокий уровень агрессивности, тревожность, подавлен­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2