Сибирские огни, 2005, № 10
Я поставил на свой ноутбук CD с eurodance, что принес Роман, слушаем и работаем: студенты задание, я печатаю свое: Как можно противопоставлять свободу и культуру, может ли быть свобо да без культуры, а культура без свободы? В России все может быть. И суть не в противопоставлении двух понятий. Вопрос стоит так: какие приоритеты выбе рет власть, какие ценности одержат верх в России XXI века. Нынешняя социальная действительность России многоукладна. Есть остро вки общинной жизни, советского феодализма, дикого и цивилизованного капита лизма: значительная же часть общества находится в привычном состоянии борь бы за существование. Говорить в этих условиях о единой нации, о единой России можно лишь в предвыборных целях. В России распалась связь времен. России нужна культура социального един ства. Всякая культура предполагает подчинение, принуждение, несвободу, страх наказания. Если культура в целом основана, в том числе, и на страхе, то культура единства — культура страха вдвойне. Чем цивилизованнее, осознаннее включает ся это чувство во взаимоотношения людей, групп, государств, религий, тем выше уровень культуры единства. Культура способствует рационализации и очище нию страха от мистического аспекта, используемого религиями. Только пости жение абсолютной истины освобождает человека от страха, разрывает пороч ный круг свободы и долга: но тем самым может быть разорван и последний непрочный круг единства. История показывает, что единство общества тем эффективнее, тем полез нее всем и каждому, чем глубже в нем специализация, следовательно, расслоение. Общество начинает ценить тех, кто имеет и умеет что-то свое. Необходимость обмена средствами и видами деятельности сплачивает общество крепче всяких законов с самыми жестокими наказаниями. Только на основе закрепления в культу ре подобных представлений, а затеи и норм, возможны законопослушность и зако- нопочитание, понимание закона как защиты моего права на место в общественной структуре. Эти представления и соответствующие отношения взаимной ответ ственности характеризуют идеал воплощения демократических свобод — граж данское общество и его основу — средний класс. Средний классе в России — это прежде всего культурный класс, те. кто осознанно и добровольно выбирают се редину между крайностями деспотизма и ничем не регулируемой свободы. Солнечно, морозно, снежно. Елочки припушены, гроздья рябин припороше ны. Делал перекличку и узнал, что «дочь разбойника» это другая — большая, спо койная, сероглазая. А боевая Настя отметилась дважды. Решали задачу динамическо го программирования по данным чужого, не моего сборника, еле разобрались с сетевой моделью. Я вздохнул с облегчением: — Даже я все понял. В два часа встретились в той же аудитории: они заканчивают третью пару, я начинаю вторую смену с четвертым курсом. — А можно, — говорит Настя, — мы тоже будем учиться? — Можно, — отвечаю, — через год. Обсудили в начале занятий ТВ. Маленький крашеный Радзинский в первый ве чер вызвал настороженное любопытство, во второй — восторг, в третий — разоча рование. Но мне-то не страшно, я читал Чаадаева иСоловьевых, письма Константина Леонтьева, воспоминания Веры Фигнер, а народ (в основном просоветски образо ванные женщины) жадно, влюбленно, зачарованно внимает художественной версии нашей мутной истории. Снег, мороз минус 13 по Цельсию. Опоздавшие студенты, поздоровавшись, тут же первым делом о погоде. Вихров добирается из подгорной части. Приходится идти пешком до первой остановки на горе, внизу автобуса не дождешься. Вечер великой субботы провел один в номере. Солнце било прямо в окно и, кроме того, отражалось в луже и зеркалах. Проезжавшие машины закрывали солнце в луже, и легкая тень мелькала в окне, как если бы солнце в небе закрывала большая птица. После красивого заката стало быстро темнеть. В домах зажглись огни. Весь вечер в светлом небе ярко горела одна единственная звезда. В перерыве молодая вахтерша вдруг предложила посмотреть футболки, позва ла в дежурку, вытащила из мешка пестрый ширпотреб, разложила. Я посмотрел. БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2