Сибирские огни, 2005, № 10

женщины кудрявая брюнетка и прямоволосая шатенка — едят меня глазами, за ними парень в кожане, подальше серьезная девушка и солидный мужчина в очках и галстуке. Читаю для них, потому что в «правой» группе разговоры, хождения, шум. Как будем сдавать зачет? — спросила брюнетка. — Молча. Расстался со студентами в 7-м часу. На улице было хорошо, тихо, ребятишки играли в снежки. Меня уже ждали у рецепции Минсалим и его спутник, журналист Виктор. Оба детдомовцы. И вот, совершенно разные люди, чем-то похожи и дер­ жатся друг за дружку. По гостинице ходят служители вкожаных рясах, гости праздни­ ка. Колокол бьет, звонит. В ресторане чистый мужской голос выводит: «А белый лебедь на пруду...» Рассказал шестикурсникам-экономистам про свои ненаписанные книги. Лет тридцать назад, когда только начал читать менеджмент, задумал написать книгу о семейном управлении; мы ее структуру и содержание обсуждали с Костей Агапо­ вым, катая своих детей в колясках. У детей уже свои дети, а книга так и не вышла— моя, другие-то, поди, написали. Пять лет назад возникла идея книги про российскую модель менеджмента. В прошлом году книга вышла, автор — Ю. Прохоров. После «Культуры единства» запланировал работу над книгой «Свобода или ...?», но вместо этого пишу две другие. Но к теме постоянно возвращаюсь то под одним, то под другим углом зрения. Особенно раздражает, когда говорят о свободе современной молодежи. Задал студентам вопрос: что такое свобода? Поскольку народ на лекции присутствовал грамотный и думающий, то ответы были предсказуемые: «Независимость». «Чтобы не было препятствий выражать себя, свои взгляды». «Осознанная необходимость определенного поведения». «Чтобы мысли, идеи — в действие». На вопрос «Зачем нужна свобода?» отвечают: «Воспользоваться плодами цивилизации». «Для самоутверждения, чтобы доказать, что ты можешь». «Чтобы выбирать из вариантов». Вопрос: «В каком случае вы согласились бы на несвободу?» Ответы: «Ради кого-то из своих близких». «Чтобы не было хаоса». «Ради идеи». «Ради материальных благ». Дал им задание читать свою книгу, а сам набросал «октябрьские тезисы». Что такое свобода? Не будем вдаваться в философские дефиниции и в ито­ ги собственных размышлений. Остановимся на том определении, которое закре­ пилось в массовом сознании. В принципе каждый здравомыслящий понимает, что не может быть свободы как независимости от всего и вся. Но если мы посмот­ рим на массовое поведение, особенно в молодежной среде, то придем к удиви­ тельным и весьма неутешительным выводам. Возьмем поколения от подростков до пенсионеров. Чем моложе поколение, тем большее значение приобретает понятие свободы как независимости от вся­ кого контроля, посягательства, вмешательства, как права на свой образ жизни, мыслей, поведения. Однако рискну заявить, что именно молодежь в России сегод­ ня самая несвободная социальная общность. Скажете: «Как же так? Никакого контроля, живи, как хочешь, делай, что хочешь — и не свободна?» Именно так! Причем трагически несвободна! В борьбе за обретение своей свободы молодежь загоняет себя и все общество в тупик, отверзая все, что не соответствует опре - деленному и очень тесному стандарту наподобие Прокрустова ложа. Отвергая один порядок, молодежь утверждает свой, не менее жесткий. Не зря говорят о жестокости детей. Да. некоторые правила, принятые в среде подростков, могут показаться жестокими. Но не это самое страшное. Страшно то, что подростку некуда деваться, он не может выйти из игры, он вынужден жить по этим правилам. У него нет выбора, то есть нет свободы. И это остается на всю жизнь. Порой отношения взрослых людей, образованных, 151 БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2