Сибирские огни, 2005, № 10
женщины кудрявая брюнетка и прямоволосая шатенка — едят меня глазами, за ними парень в кожане, подальше серьезная девушка и солидный мужчина в очках и галстуке. Читаю для них, потому что в «правой» группе разговоры, хождения, шум. Как будем сдавать зачет? — спросила брюнетка. — Молча. Расстался со студентами в 7-м часу. На улице было хорошо, тихо, ребятишки играли в снежки. Меня уже ждали у рецепции Минсалим и его спутник, журналист Виктор. Оба детдомовцы. И вот, совершенно разные люди, чем-то похожи и дер жатся друг за дружку. По гостинице ходят служители вкожаных рясах, гости праздни ка. Колокол бьет, звонит. В ресторане чистый мужской голос выводит: «А белый лебедь на пруду...» Рассказал шестикурсникам-экономистам про свои ненаписанные книги. Лет тридцать назад, когда только начал читать менеджмент, задумал написать книгу о семейном управлении; мы ее структуру и содержание обсуждали с Костей Агапо вым, катая своих детей в колясках. У детей уже свои дети, а книга так и не вышла— моя, другие-то, поди, написали. Пять лет назад возникла идея книги про российскую модель менеджмента. В прошлом году книга вышла, автор — Ю. Прохоров. После «Культуры единства» запланировал работу над книгой «Свобода или ...?», но вместо этого пишу две другие. Но к теме постоянно возвращаюсь то под одним, то под другим углом зрения. Особенно раздражает, когда говорят о свободе современной молодежи. Задал студентам вопрос: что такое свобода? Поскольку народ на лекции присутствовал грамотный и думающий, то ответы были предсказуемые: «Независимость». «Чтобы не было препятствий выражать себя, свои взгляды». «Осознанная необходимость определенного поведения». «Чтобы мысли, идеи — в действие». На вопрос «Зачем нужна свобода?» отвечают: «Воспользоваться плодами цивилизации». «Для самоутверждения, чтобы доказать, что ты можешь». «Чтобы выбирать из вариантов». Вопрос: «В каком случае вы согласились бы на несвободу?» Ответы: «Ради кого-то из своих близких». «Чтобы не было хаоса». «Ради идеи». «Ради материальных благ». Дал им задание читать свою книгу, а сам набросал «октябрьские тезисы». Что такое свобода? Не будем вдаваться в философские дефиниции и в ито ги собственных размышлений. Остановимся на том определении, которое закре пилось в массовом сознании. В принципе каждый здравомыслящий понимает, что не может быть свободы как независимости от всего и вся. Но если мы посмот рим на массовое поведение, особенно в молодежной среде, то придем к удиви тельным и весьма неутешительным выводам. Возьмем поколения от подростков до пенсионеров. Чем моложе поколение, тем большее значение приобретает понятие свободы как независимости от вся кого контроля, посягательства, вмешательства, как права на свой образ жизни, мыслей, поведения. Однако рискну заявить, что именно молодежь в России сегод ня самая несвободная социальная общность. Скажете: «Как же так? Никакого контроля, живи, как хочешь, делай, что хочешь — и не свободна?» Именно так! Причем трагически несвободна! В борьбе за обретение своей свободы молодежь загоняет себя и все общество в тупик, отверзая все, что не соответствует опре - деленному и очень тесному стандарту наподобие Прокрустова ложа. Отвергая один порядок, молодежь утверждает свой, не менее жесткий. Не зря говорят о жестокости детей. Да. некоторые правила, принятые в среде подростков, могут показаться жестокими. Но не это самое страшное. Страшно то, что подростку некуда деваться, он не может выйти из игры, он вынужден жить по этим правилам. У него нет выбора, то есть нет свободы. И это остается на всю жизнь. Порой отношения взрослых людей, образованных, 151 БОРИС КРИВОГОРНИЦЫН ИЗ КЛАДЕЗЯ МУДРОСТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2