Сибирские огни, 2005, № 10
ОЛЕГ ЧУВАКИН ygm-i ИСКУШЕНИЕ — Н-ну ты, лиса бур-рая! — рычит ражий. Он медленно тянет ко мне руки, кажется, размышляя, куда бы их применить. Наверное, он тупой, и мучительно сочи няет, как со мной расправиться. Вырабатывает сценарий. Глядя в его красные глаза, я достаю из сумочки маленький, матово-черный и оттого с виду ненастоящий, какой-то игрушечный, револьвер Р-92. Мне нравится игрушечность, детскость оружия. В оружии уже заложен эле мент недоверия. А в револьвере, похожем на детский, в руках девушки с добрым некрасивымлицом содержится двойной запас недоверия. ПравМахлеев: где недове рие, там беда. Ражий смеется. Короткий черный ствол упирается в его живот. — Предупреждаю: не шучу, — говорю я. — Убью. У револьвера нет предохранителя, нет затвора. Револьвер— внезапное оружие, оружие гордых. Неважно, что вбарабане Р-92 всего пять патронов. Мертвые патро нов не считают. Мокрая, солоноватая ладонь ражего залепляет мне рот. Вторая ладонь давит на грудь. Может быть, на моей груди ражий будет искать проездной билет? Не будет. Я не отвожу полускрытый курок. Спусковой крючок идет туго, холодные ладо ни и пальцы потеют, рукоятка скользит. Выстрел в автобусе глохнет, вязнет. Ражий дергается. На лице его— удивление. Кажется, ражий удивляется не револьверу, не выстрелу, а перемене, происходящей ворганизме. Я понимаю: он не верит вто, что случилось. Не верит в выстрел и в смерть. Он умирает от недоверия. Шофер, хлопнув дверью, покидает автобус. Двери салона закрыты, но десяток рук, как вфильме про живых мертвецов, раздвигают створки. Седой падает, на нем топчутся, раскрашивают серое пальто черно-коричневой грязью, украшают березо выми жухлыми листьями. Я стреляю влюк. Автобус пустеет, яперешагиваю седого, выскальзываю через створку, держу ее и подаю седому руку. — Шофер подавил вашдух, — говорюя. — Вымогли быдобиться правды, но вы предпочли унизиться. Седой сидит на бордюре спиной кдороге, перед ним— поле, окраина микро районов. По стерне, оскальзываясь и увязая во влажной комковатой земле, бегут бывшие пассажиры, женщины взмахивают руками. Мне на ум приходит ночная кухня, электрический свет и разбегающиеся тараканы. — Сумасшедшая, — шепчет седой. — Нет-нет,— отвечаю ему.— Вы— ничтожества. Соглашатели. Оппортунисты. Коллаборационисты. Вы предаете самих себя. Вытиповые. В вас размножился шо- фер. Я останавливаю такси и помогаю седому подняться. Усаживаю его в машину, даю таксисту денег. Седой кряхтит и кусает губу: может, трусливые паникерыслома ли ему ребро или отдавили почки. Неприятно быть раздавленным ничтожествами. Потом я останавливаю машину себе. Я еду идумаю, что люди приучены кунижению и не готовы кдоверию. Значит, надо людей подготовить. Мой философ и я— мыподготовим. Мы не станем ждать, не станем надеяться. Надежда— горькая страсть униженных. Мы будем появляться вразных местах. Давать образец и подготавливать. Из уст вуста пойдут слухи. Мыпрославимся. Но мысделаем так, чтобылюди не рассчитывали на нас, а действовали сами. Люди должны осознать себя. Нас начнут искать. Специально обученные сыщики будут наступать нам на пятки. Доверие будет преследоваться. Про нас скажут, что мы замешаны вдоверии. — Здравствуй, философ Махлеев, — говорю я— и почему-то плачу. Я просыпаюсь. Я часто плачу во сне. Как можно плакать во сне? На мокрой васильковой подушке, под просолившейся щекой, лежит в прозрач ной пластиковой корке проездной билет. Откуда он взялся? В автобусе я шарила в 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2