Сибирские огни, 2005, № 10

Кругом все вдоску честные и порядошные! А ты, душка, самая порядошная, самая правильная! У тебя все вшколе списывали, да? Круглая отлишница была? — У меня проездной. Я чувствую, что краснею, будто провинилась. На нас с кондукторшей смотрят: сзади, с сиденья, седой мужчина в сером пальто, с серыми усами— мужчину хочет­ ся раскрасить, — и спереди держащийся за поручень ражий парень с кубической фигурой, невысокий, словно быпридавленный, вобщем, страшноватый парень. Вот такие парни на меня итаращатся. Глядят, какна собственность. — И не стыдно? По-твоему, не нужно билет предъявлять? — ухмыляется от моих красныхщеккондукторша. — Главное, чтобы он был, — краска вдруг сходит с моего лица, а пальцы холо­ деют. — Выпендриваешься? Думаешь, управы на тебя нет? Все показывают, а она не показывает! Проездной ей лень достать! Да нет у тебя его! Проскользной! Я молчу. Мои пальцы совсем холодные. — Хорошо же... — бормочет в нос кондукторша. — А ну посторонись! Посто­ ронись! — кондукторша протискивается ккабине водителя. — Паша! Паша! — пере­ крикивает она рокочущий и стучащий двигатель. — Тормози автобус! Безбилетни­ ков будем высаживать! Зайцы у нас! — Зайцам не место вавтобусе, ведомом ударником капиталистического труда, чей труд неоднократно отмечен высокими инизкими стаканами! — выдыхает в мик­ рофон шофер. Автобус съезжает на обочину. Стоящие пассажиры откатываются вправо, кре­ нятся и валятся на сидящих. Голос водителя трещит вдинамиках: — Покуда зайцы не заплатят, не поеду. Армейский принцип: все за одного! Он глушитдвигатель. — Тыдавай, в игрушки не играй, — говорит сзади седой мужчина. — Совсем молодежь разболталась. Плюете на окружающих! Я, не поворачиваясь, объясняю седому, что плюю не я, а шофер. Не яостанови­ ла автобус, а он. Шофер унижает вас, развлекается издевательством. Выбоитесь его, какбоятся тех, от кого зависят. (Мой голос твердеет, каменеет). Выунижаетесь, пота­ каете шоферу. А я— подходящая мишень для трусов. — Почему мыдолжны показывать билет, аты не должна?— растерянно спра­ шивает седой. Своих слов у него нет, он повторяет за кондукторшей. — Ивы не должны!— кричу я.— Очнитесь! Никто не обязан унижаться! Запла­ тили— так пусть вас везут! Выже люди! Вы не материал! Ражий парень расталкивает пассажиров. Он не пробивает путь боком, не гово­ рит «извините, простите», аломает человеческую тесноту широкой грудью. Я пред­ ставляю, как влесу он застрял бы меж сосен. Сосны приходят мне в голову потому, что лицо у ражего цвета и вида сосновой коры. Я смотрю вмаленькие глаза нахала, посаженные тесно, ксамой переносице: они вкрасных прожилках ислезятся. Кулак ражего пахнет вялеными чебаками. Я нюхаю кулак, а смотрю в красные глаза. Пассажиры молчат. «Зло заразительно, как грипп, — говорит мой философ. — Наказывать, обязательно наказывать». Кулак ражего медленно разжимается, и я вижу, как на сгибах ладони, словно в протоках, скопился грязный подвижный пот. Другая ладонь появляется не сразу: ражий отдает кому-то бутылку с пивом. — Ну, подружка, мне самому достать твой проездной?— харя наклоняется. — Слышь, а тыдевочка ничего! Штраф и пиво— с меня. Столкуемся? — Иди с шофером столкуйся, — отвечаю я. — Ах! — по-бабьи вскрикивает ражий и выпрямляется, какот удара. — Тебе следовало быдоверять мне,— говорюя, ногтями вцепившись в сиденье и в сумочку. — Слышал про философа Махлеева? Умнейший человек. Он знает все про автобусные билеты. И о твоем будущем знает. Мы сегодня говорили о тебе. 127 ОЛЕГ ЧУВАКИН i& kjl ИСКУШЕНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2