Сибирские огни, 2005, № 2
АЛЕКСАНДР КАЗАНЦЕВ ШКОЛА ЛЮБВИ чужие, которые хранятся в богатых пергаментных чехлах, крашенных соком вакци- нии, смешанным с молоком. Я так давно не видел настоящих книг, свитки которых для сохранности и благовония натираются кедровым маслом, верхний и нижний обрезы полируются пемзой и окрашиваются в черный цвет. Сколько жизни моей отдано вам, книги! Не меньше, пожалуй, чем любви... А как не остановиться мне возле театра Марцелла, который помнит еще востор женные крики зрителей, когда шла в нем моя «Медея»? И здесь оставлена часть души моей... А вот вижу большой грот, в котором жрецы-луперки приносят в жертву Фавну собаку и козла в праздник Луперкалий (древний пастушеский праздник, связанный с культом Фавна, бога полей, лесов, пастбищ и животных. — Прим. автора), вижу, как после жертвоприношения бегут совершенно нагие луперки вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно, по поверьям, сделать их более плодовитыми. Я даже слышу притворно-испуганные женские визги... Слышу густые тягучие мыки Бычачьего рынка, азартные, взахлеб, крики рим лян, наблюдающих за перепелиными боями, скорбный плач флейты, сопровождаю щей похоронное шествие. Обо мне никогда не заплачет римская флейта!.. Вижу Фламиниев цирк, возле которого храм Геркулеса и Муз, вижу статую Венеры, которую раз в году, так уж повелось, омывают публичные женщины, вижу все кривые улочки, в которые швыряла меня беспутная молодость, вижу крепост ные Тарпейские башни на Капитолии. Только дома своего разглядеть опять не могу— застилают мой мысленный взор слезы. Рим, великий Град, плачу по тебе!.. Если и не любил я никого по-настоящему до встречи с Коринной, то единствен ной истинной любовью моей была любовь к этому городу, она будто вошла в мою кровь, в мою плоть, как молоко той волчицы, вскормившей когда-то Ромула и Рема. А порой кажется мне, будто помнят губы мои жесткий волчицын сосок. Не ты ли, Италия, эта волчица? Плачу по тебе... Я не взял с собой в изгнание любимую жену лишь за тем, чтоб сохранить надеж ду когда-нибудь вернуться на родину. Ведь молила в слезах Коринна взять ее с собой, разделить со мной хотела все лишения и беды, но я был тверд в своем, казалось бы, здравом решении, опрометчиво рассуждая: если перед глазами блистательного Ав густа живым упреком будет скорбная супруга моя, глядишь, быстрей смягчится его сердце... Нет, не смягчили непросыхающие слезы Коринны закаленное в битвах и схват ках с соперниками сердце принцепса. И все же я прав, что не взял жену с собой, вовсе не лживы строки из первой книги моих «Скорбных элегий»: Слава богам, что отплыть я с собой не позволил супруге: Истинно, вместо одной две бы я смерти познал. Если погибну теперь, но ее не коснется опасность, То половина меня, знаю, останется жить. Да, именно «половина меня», ведь так же не врут строки мои, в которых я описывал наше прощание: «Словно я надвое рвусь, словно часть себя покидаю, Словно бы кто обрубил бедное тело мое...» Ты ли это, Публий Овидий Назон? Ты ли это, поэт, с одинаковой легкостью написавший «Науку любви» и «Лекарство от любви»? Ты ли это, шальной кутила, любимец римских гетер? Ты ли это, муж, имевший до Коринны двух законных жен?.. Метаморфозы с тобой таковы, что не чета они всем вместе взятым чудесным превра щениям, любовно описанным тобою же в книге, которую ты сам и уничтожил... Если б не покинула меня Муза, если б оставались у меня еще силы, я бы начал писать новую книгу и назвал бы ее «Томские метаморфозы». По имени городка моего изгнания... Я писал бы ее не для отправки в Рим, не поторапливал бы себя, стараясь успеть к приходу греческих кораблей, писал бы неизвестно для кого, для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2