Сибирские огни, 2005, № 2
щена от фашистов. Вечером 13-го апреля 1945 года Москва салютовала войскам Третьего и Второго Ук раинских фронтов за освобождение Вены. Потом была небольшая передышка. Но уже 22-го апреля наша 100-я гвардейская стрел ковая дивизия получила задачу, совершить марш в горно-лесистую местность восточ ных Альп, в горный массив Обер-Тристинг, и развернуть здесь боевые действия против немецких воздушно-десантных частей, с опозданием переброшенных из-под Берли на, в помощь обороняющим Вену. Бои упорные шли до 27-го апреля. Этот поход запомнился ужасной погодой в го рах, — ветер, холод, часто шел сырой снег. Наш полк находился здесь до третьего и чет вертого мая. Война здесь чем-то напомина ла сегодняшнюю Чечню: нет линии фронта, неожиданные вылазки, перестрелки. Четвер того мая я был вызван в штаб полка, где, ока зывается, собрали команду человек двенад цать солдат, выходцев из сельской местнос ти, а значит, как считало начальство, умею щих обращаться с лошадьми, и нам была дана ответственная задача— доставить сроч но в места новой дислокации частей диви зии, то есть в Чехословакию, средства химза- щиты. Это был приказ командования, так как оно всерьез опасалось применения под ко нец войны какого-то секретного оружия, что так будто бы грозился сделать сам фюрер. Но не исключалась и возможность приме нения отравляющих веществ. Из нашей роты я один попал в эту ко манду, — очень уж любил наш ротный по сылать меня на «ответственные задания». Но с лошадьми, с упряжью, я действительно мог управляться неплохо. Каждый из нас полу чил в распоряжение повозку, загруженную средствами химзащиты и по паре лошадей. Нам еще раз напомнили о серьезности по ручения и ответственности за доставку и со хранность груза, — и мы тронулись в путь. Спустились с гор, въехали в Вену, и так как я не мог без приключений, то они уже нача лись отсюда: у моей повозки сломалось ко лесо, подсунули же мне такую колымагу! Пока я разобрался, что к чему, вся колонна скрылась из глаз. Опять я один, и как обычно «отряд не заметил потери бойца». Но при всем при том мне везло. Я сразу кинулся за ограду какого-то особняка и увидел то, что мне надо: там стоял отличный, в стиле ба рокко 17-18 века фаэтон, не иначе, как коро левский. Я его немедленно экспроприиро вал, забросил в него все химимущество, впряг своих лошадей и поехал, ориентируясь на авось и на интуицию. К мосту через Дунай я добрался пере ехал его, пересек пригород столицы Флорис- дорф и вышел к оживленному перекрестку отличных автострад, по которым во всех на правлениях двигалась техника. Я был перед выбором, или рискнуть и проскочить через этот поток, или ждать удобного момента, которого может и не быть. Я выбрал первое и отчаянно ринулся поперек движения, и почти проскочил, но на какие-то полметра все-таки запоздал, и краем гусеницы тоже спешащей самоходки был задет под заднее колесо. От удара я вылетел со своего возвы шенного сидения и по крутой траектории приземлился на брусчатку шоссе, почти под гусеницу машины головой. Водитель успел тормознуть и оставил меня для дальнейших приключений. Он только успел крикнуть: «но, ты везучий.», как я, не чувствуя боли вновь вскочил на облучок и погнал свой эки паж, радуясь удаче. Я гнал своих лошадей, которые тащили поврежденный фаэтон, думая только об од ном, как догнать свою колонну и доставить ценный груз к месту назначения, иначе мне несдобровать. Если в горах я еще вчера за мерзал, то здесь, на равнине — изнывал от жары. А какого было моим лошадям, — они полдня в пути, не поены, не кормлены, а напо ить, накормить негде, вокруг ни души, ни воды, ни корма. И вот, одна, правая, начала спотыкаться, это скорее всего был тепловой удар. Я не знаю, что было бы дальше, если бы не появился движущийся навстречу обоз, конца которому не было видно. Это возвра щались домой разоруженные солдаты вто рой Венгерской армии, воевавшие против нас на стороне немцев, они сдались, и их, даже без нашего конвоя, отпустили домой. Решение у меня возникло сразу. Иначе я по ступить и не мог: я остановил первую повоз ку, а расчет был на внезапность, и, ни слова не говоря (и что я мог сказать), молниенос но выпряг свою лошадку, у них-то она поку шает и попьет, и оставил ее им, а ихнюю здо ровенькую быстро перепряг в свой фаэтон, и все так же, ни слова не говоря, вскочив на облучок, торжественно тронулся параллель ным встречным курсом, но автомат, на вся кий случай, снял с предохранителя. Дальше — больше, начался подъем, воз можно, начались уже Судетские горы, а жара все та же. И тут захромала моя вторая ло шадь, и снова мне бог послал выручку в виде широкой платформы-повозки, запряженной парой битюгов, а на этой платформе ехала какая-то странного вида компания в виде восьми здоровенных мордастых молодых мужчин и двух, наших с виду женщин. Есте ственно, что я их остановил, хотя они отозва лись неудовольством, на что я тоже, как-то непроизвольно передернул затвор автомата, после чего так же молниеносно выпряг свою подуставшую лошаденку и поменял ее на ихнего битюга. Со свежими лошадками я благополучно миновал пределы Osterraeich то есть Австрии и торжественно вошел в 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2