Сибирские огни, 2005, № 2
КНИЖНАЯ ПОЛКА Валерий СЕРДЮЧЕНКО ПОЭЗИЯ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ В очередного героя очередной «Стре лы» мы избрали Виталия Штемпеля. Кому- нибудь из присутствующих знакомо это имя? Почти ручаюсь, что нет. Докладываю: Вита лий Штемпель — поэт. Что не является никаким ни компли ментом, но, скорее, сочувственной конста тацией. Поэтами не становятся, ими рождают ся. Автору сего уже приходилось выражать сострадание этому антропологическому подвиду, появившемуся на свет в эпоху, ког да никто никого вообще не читает. Заявите- ка в нормальном человеческом кругу, что вы поэт, писатель, и вокруг вас образуется озадаченная пустота: «Смотри, мы думали, он нормальный, как все, а он, на тебе..., пи- са-тель. Ну его!» «Литеруроведения умерла»! — провоз гласил однажды с торжеством один из пер сонажей Фазиля Искандера. Не сегодня-зав- тра то же самое можно будет сказать и о ли тературе. Вот горестная ламментация изра ильского литератора Якова Шехтера: «Пишущие в Израиле на русском языке оказались в совершено удивительных, бла годатных для литературы условиях. Все по сторонние мотивы, могущие повлиять на творческий процесс, полностью устране ны — писательство не приносит ни денег, ни славы, ни даже популярности. А это зна чит, что в литературном процессе участву ют лишь те, кому это действительно нужно, те, кто не может без него жить. Искусство ради искусства в масштабе отдельно взятой страны.» А вот отрывок из интервью широко зна менитого в узких кругах Бахыта Кенжеева: «— Можно ли в Канаде русскому писа телю жить на литературные заработки? — Всех моих литературных заработков за семь лет тамошней жизни хватило бы лишь на то, чтобы оплатить проживание в кварти ре за два месяца». Но — «рождённые писать не писать не могут». Что же делать им, кого Бог и приро да (или дьявол) приговорили к писательству, как к форме существования? Чем им питать физический живот свой, если недавний чи татель превратился в телезрителя и посеще нию книжных магазинов и библиотек пред почитает круглосуточное бдение у «ящика для дураков»? Отвечаем: не сдаваться. Укрепить свою духовную мышцу и продолжать глаголать. Пусть вся рота шагает в ногу, один ты не в ногу. Пусть то, что именовалось раньше «свя щенным недугом», воспринимается нынче неизлечимой болезнью; пусть. Верность сво ему генетическому «дао» вопреки житейс ким обстоятельствам, здравому смыслу и вообще «всем чертям назло» вызывает про тиворечивое восхищение у автора этих строк. Итак, Виталий Штемпель — поэт. Боль ше о нём вашему слуге решительно ничего неизвестно. Однажды, w ithout any commentaries, в мой электронный почтовый свалилась гигантская стихотворная гроздь под названием «Песочные часы». Убедив шись, что стихи отнюдь не бездарны и буду чи любопытен, как старая сорока, забрался в спасительный «Рамблер», заказал назван ное имя, но и там обнаружил, что ничего не обнаружил. Корреспондент, приславший упомянутый «аттачмент», тоже замолчал, как в танке. В результате оказался в уникаль ной ситуации, когда биографическую ин формацию о человеке можно почерпнуть только из его стихов. Но, кажется, биография Виталия Штем пеля в основном из стихов и состоит. Когда Маяковского спросили, кто он, Маяковский ответил: «Я— поэт. Этим и интересен». Пред ставляется, что наш фигурант под этим отве том тоже подписался бы. Стихи не пишутся, не пишутся. Они, как звёзды, на виду, Они сквозь наши слёзы слышатся, Сквозь смех и радость и беду. Стихи не пишутся, не пишутся. Они рождаются, живут, Они судьба, а не излишество И вдохновение, и труд. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2