Сибирские огни, 2005, № 2
всём трагизме расколотого революцией че ловеческого бытия той эпохи. Несомненно, что поэзия Павла Василье ва во многом сопоставима и по духу, и по эпи ческому накалу с гением Шолохова. И, види мо, не даром их объединяет ещё одно — ка зачество, родовые корни, субэтническая степ ная вольная среда, близость кочевой тюрко язычной стихии. Будь то донское либо сибир ское, но казачество непременно объедини ло в себе память о прошлых подвигах и уст ремлённость в будущее, в незнаемое, «встречь солнцу» и за край земли. Именно эти качества присущи настоящей поэзии. Войдите в любую поэму Павла Василь ева и вы везде встретите и узнаете эту по ступь первопроходца, картины, подсвечен ные удивлением и восхищеньем от откры тия, да-да, той самой неведомой страны, может быть, заповедного Беловодья. И еще одно удивительное свойство по эзии Павла Васильева до сих пор еще не по лучило должной оценки, не стало предме том исследования и не вполне усвоено ны нешней традицией русской поэзии. Если мы вспомним XIX век, завоевание Кавказа и то, какую дань отдали этому самобытному куль турному миру русские писатели и поэты, то станет понятно значение Павла Васильева в постижении и освоении культурно-истори ческих миров кочевых цивилизаций Азии. Нет, пусть рафинированный европейс кий критик сколь угодно утверждает с высо комерием и небрежением, что был-де такой юный разбойник от поэзии Паша Васильев, певец прииртышских станиц, вольности, уда ли, азиатчины. Что всего-то достижений в его стихе — хищным темпераментом уловлен ная близость и сродность многих повадок и обычаев казаков Иртышской линии с обы чаями и повадками обитателей киргизской степи. Оно, мол, и понятно — свободно го ворил по-казахски, и песни знал, и кумыс любил, и много ездил с дедом по аулам, и ночевал в юртах, и вкус бешбармака и моло дой конины не понаслышке знал... Торже ство плоти, варварства, неуёмной страсти, животной силы. Так ли это? У неподготовленной филологической души может статься «Тройка» и «Любовь на Кунцевской даче» и впрямь может выз вать шок и отторжение, и гнев, и протест. Но, тем не менее, — это настоящие шедевры русской поэзии. Как и два десятка поэм, на чиная с потрясающей «Песни о гибели каза чьего войска» и заканчивая эпосом «Соля ного бунта» и непринуждённой лёгкостью «Принца Фомы», написанного с поистине пушкинским озорством. Это давно пора при знать и сделать творения «русского берку та» достоянием школьных учебников, а не полем споров, страхов и сплетен. * * * Но в России по-прежнему запрягают медленно. Однако несравненной отрадой было для меня побывать на литературных чтениях в феврале 2003 года в главном уни верситете Казахстана, в Астане. Это собы тие, собравшее в огромной аудитории сотни студентов и преподавателей и десяток-дру гой русских и казахских литераторов, было посвящено ему — Павлу Васильеву. И как-то всё соединилось, сошлось, сло жилось в единое, полнокровное полотно. И этот гигантский, суперсовременный Университет, где в вестибюле, сооруженном в форме циклопической юрты из стекла и стали, в центре, на священном месте очага воздвигнута точная копия стелы Кюль-Теги- на, той самой — из глубин Монголии, от крытой Николаем Ядринцевым, на которой высечены тринадцативековой давности сти хи сокровенного завета древних тюрков, пе реведённые потом русскими учёными. Вот малый фрагмент этого завета: Воли Неба не переиначим. Обратите же взор На родные Чугайские степи, На Алтайскую высь, Где крепились союзные цепи, Где мы вновь поднялись! И вывеска на Университете, которая гла сит золотой кириллицей, что это главное учебное заведение суверенного Казахстана носит имя Льва Николаевича Гумилёва. И, наконец, поэтический праздник и кон ференция, посвященные любимому сыну великой степи Дешт-Ы-Кыпчак, сумевшему всю её объять крыльями своей поэзии — Пав лу Васильеву. P.S. Работа музея и ежегодные конфе ренции на родине поэта в Павлодаре, выхо дящие книги стихов, воспоминаний, иссле дований дают основание полагать, что П. Васильев уже в скором времени справедли во и заслуженно станет одним из нацио нальных поэтов Казахии. Его достижения в воспевании и одухотворении поэтическим словом этой прекрасной земли неоспоримы. Россия же вновь и вновь не желает помнить о своих пророках и воздавать им должное. P.P.S. Уже в ходе конференции было объявлено, что с прошедшего 2004 года по эзия Павла Васильева включена в обязатель ную программу средней школы Казахста на, в качестве отдельной темы. Открывать для себя этот удивительный мир отныне и ежегодно станут шестиклассники от Каспия до границ Китая, от Тянь-Шаня до Приир тышья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2