Сибирские огни, 2005, № 2
Все-таки уговорил и потребовал, чтобы обязательно были снимки. Но, когда они ока зались у него, остался недоволен. Попросить Нину Анатольевну посмотреть в объектив Сережа Шевырногов не решился и снял ее в профиль. Возможно, это последний снимок четы Мартыновых. Через год Нины Анато льевны не стало. Мартынов ненадолго пере жил жену. Что же касается текста обращения, то я уже давным-давно потерял надежду найти его. Меня уверили, будто понадобилась чи стая пленка и передачу стерли. Однако про шлым летом Сергей Шевырногов сообщил, что режиссер телевидения Евгений Василь евич Кулыгин незадолго до своей кончины передал ему обращение Мартынова. И не одного Мартынова, а еще сюжеты с Робер том Рождественским и Сергеем Марковым, также снятые во время той поездки, плюс выступление Вильяма Озолина, — жаль толь ко, стерт «синхрон»... То есть изображение есть, а звук отсутствует. Лишь в одном слу чае он сохранился, но этот случай — Мар тынов! Итак, спустя более четверти века вы имеете возможность прочесть полный текст эксклюзивного, как говорят теперь, обраще ния Леонида Мартынова к землякам, пока занного по омскому телевидению 27 апреля 1977 года. Я только опустил междометия и повторы, которые случались, когда поэт не мог сразу подобрать или найти в своих запи сях нужное слово. Вместо них стоят отточия (<...>). В остальном всё без изменений — от первого слова до последнего. Леонид МАРТЫНОВ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОМИЧАМ Рад вас видеть, дорогие омичи! Прежде всего, пользуясь случаем, <хочу> еще раз сказать спасибо ученикам и преподавателям вашей средней школы № 19 имени Ленина, в прошлом — <...> омской гимназии, в которой я учился когда-то. <...> Она на Тарской улице ведь, насколько я по мню. На той же Тарской улице, на которой, как утверждали омские старожилы, родился Врубель. А другим боком, другой своей сто роной, здание гимназии смотрело на Омск Достоевского — на Омскую крепость, на Тарские ворота. <...> Раз уж разговор зашел о художниках и о писателях, мне интересно, помнят ли омичи, кроме дома Антона Сорокина на Лермонтовской улице1, домик маленький, в котором когда-то жил Всеволод Иванов2. Хотя, пожалуй, сейчас уже этого дома, ве роятно, и нет...< ...> Омск стал громадным, миллионнолюдным городом, < ...> всё это перестроено. Но все-таки, мне кажется, что интересно с точки зрения современности было бы взглянуть, допустим, и на малень кий домик на Плотниковской улице (не знаю , как она сейчас назы вается), на тот домик, в котором рос будущий народ ный художник Узбекистана Виктор Уфим цев3. <...> Я вам книгу хочу показать <.. .> Виктора Уфимцева— «Говоря о себе». Эта книга выш ла уже после смерти Уфимцева (он жил в Ташкенте), вышла она здесь, в Москве. <...> В этой книжке довольно много <написано> и о Сибири, и об Омске. Правда, нет тут его замечательного «Зеркалщика» — картины, полотна, на котором изображен старый Омск с его кирпичными и бревенчатыми <...> на громождениями, брандмауэрами4. Но зато тут есть ряд других ранних работ сибирских Уфим цева. Вот, например, портрет его матери. Ну, потом такие хорошие вещи, как «Балхаш»... Кстати, тут стихотворение мое он при водит, «Балхаш». Старые мои стихи... Я за был даже, что у меня <.. .> было когда-то на писано это стихотворение5. И вот вскоре пос ле выхода его книги присылает мне из Омс ка старый, добрый друг, участница нашей юношеской омской «Артели поэтов» Евге ния Николаевна Андреева6, целый ряд выре зок, <...> газетных статей, стихов, и в том числе вот это стихотворение «Балхаш». Так оно вдруг через полвека воскресло. Я его вставил <...> в новые свои книги. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2