Сибирские огни, 2004, № 11

на приводимое название и в отдельных слу­ чаях прямую археологическую привязку. Перед зрителем возникает тайна искусства, которую невозможно раскрыть до конца. Не­ редко маленькие кусочки полотна живут са­ мостоятельной жизнью, столь богатой калей­ доскопическим смешением цветов. Кажет­ ся, что созданные им образы живут в неко­ ем пространственно-временном континуу­ ме, спрессованном в амальгаме живописной материи. С осознанием красоты древних памят­ ников приходило влечение к мифопоэтичес­ кой картине мира первобытности и язычес­ кому мировосприятию. Язычество, сконцен­ трировавшее опыт выживания в экстремаль­ ных условиях Сибири, и поныне является основой жизни и верований коренных наро­ дов. Потому представляется вполне законо­ мерным появление в искусстве Рыбакова графики, образы которой всецело связаны с землёй. Как композиторы-санористы вводят в ткань музыкального текста живые звуки природы, так и Рыбаков использует подлин­ ные природные формы: годовые кольца де­ ревьев, листья папоротника, перья птиц. Он комбинирует их отпечатки, дополняет штри­ ховкой, растушёвкой, протиркой. В итоге появляются изящные композиции, которые вызывают массу ассоциаций. Такова его работа «Колос», созданная в 2000 году. Название этого графического лис­ та несёт символический смысл, а его по­ строение следует ярусному расположе­ нию зёрен. В движении снизу вверх глаз улавливает богатейшие отголоски земли — зрительные, слуховые, осязательные. Изог­ нутые перистые листья напоминают о те­ нистой прохладе, череда светлых полос — о ряби на воде, расходящиеся штрихи — о крыльях вспорхнувшей птицы, параллель­ ные линии — о звучащих струнах, аморф­ ные пятна — о мутном тумане, светлая пу- антель — об аромате, источаемом цветами. Все эти образы накладываются друг на дру­ га, взаимодействуют, участвуют в общем симфоническом звучании. Музыкальные аналогии здесь не случайны и рождаются от гармонического строя и полифонической вязи отдельных художественных лейтмоти­ вов, от контрастов и тончайших , изыскан­ ных нюансов чёрного и белого. Они настоль­ ко легки и воздушны, что создают ощуще­ ние огненного свечения, которое живёт, виб­ рирует, дышит. Звук, цвет и свет сливаются воедино. Художник много работает, как в живо­ писи, так и в графике. Он экспериментирует, занимаясь поисками новых художественных решений, новых технологий. Его творчество созвучно сегодняшне­ му времени. Несомненно, Николай Рыбаков вносит свой вклад в развитие искусства Си­ бири.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2