Сибирские огни, 2004, № 11
        
 ление. С тех пор Белый жеребец стал симво лом надежды и возрождения. С каждым приездом художник замечал, что буквально на глазах менялся традицион ный уклад жизни: дома пустели, люди выми рали, разрушалась нравственность, хозяй ство хирело, поголовье скота стремительно сокращалось. Из многих домов улуса оста лись единицы. Раздумья о происходящем вылились в серию «Последний аал». Один из листов этого цикла, выполнен ного тушью, особенно трогает ностальгичес кой интонацией. От бывшего поселения не осталось ничего, кроме уцелевшего порога избы (аала), на котором сидит спиной к зри телю девочка. Далее — тьма и стая мечу щихся птиц, создающих гнетущее, тревож ное настроение. У многих народов образ птицы ассоциируется с человеческой душой. Наверное, и здесь птицы символизируют ушедших в небытие жителей улуса. Более поздняя серия «Осень в Агаскы- ре» (1983) выполнена оригинальным спо собом. Художник совместил в ней две тех ники — офорт и гравюру на картоне. Гра вюрный резец создает черный контур вок руг каждой фигуры. Мелкие штрихи офорта тонко моделируют форму. Рыбаков любит плотную фактуру параллельных линий, со здающих сумеречное освещение, при кото ром нетронутая белая поверхность бумаги начинает светиться особым мистическим светом. Своими загадочными персонажами, реальными и вымышленными, словно при шедшими из иного мира, его листы напоми нают гравюры из старинной инкунабулы, пророчествующей о скором пришествии Страшного суда. И даже кажется, что рыба- ковские герои — это его современные пред вестники. Лист «Женщины с ковылём» — как на зойливый кошмарный сон: странная всадни ца с треугольной головой на белом коне, си дящая задом наперёд, и уродливый калека без ног. Рядом с ними — искорёженные об горелые деревья, с ветвей которых капают слёзы, и поедаемая лошадью трава в виде кусков колючей проволоки. Рыбаковские «Старики» являют собой своеобразный симбиоз человеческих фигур с орудиями труда, а белый жеребец, стоящий рядом с ними, может быть, тень минувше го? Голова его сокрыта; над ней видна боль шая птица, раскрывающая крылья для полё та. «Косцы», сидящие на телеге, напрасно ждут Белого жеребца. И почему-то мнится, что огромные лезвия кос, заслонившие пол неба, пройдутся не по траве, а по всему жи вому. На последнем листе «Играющие дети» изображены три ребенка. Они копошатся среди огромной мусорной свалки. Простран ство листа закрыто глухим забором, и во всё небо встал труп огромной брошеной маши ны с личиной всепоглощающего Молоха. И сами дети, лишённые света, в замкнутых объя тиях отбросов цивилизации превратились в маленькие безликие существа. Серия «Осень в Агаскыре» — это, по мысли автора, не только увядание природы, но и утрата всех надежд, что связывались с Белым жеребцом. Поездки по Сибири от Приморья до Иртыша и от Кяхты до Таймыра убедили ху дожника в том, что происходящее в люби мом Агаскыре — не частное явление. По добное наблюдается на всей этой огромной территории среди русских и в большей мере среди коренных народов, отлучённых от тра диционного хозяйствования. Художник осоз нал происходящую как грандиозную драму кочевого мира азиатской России. Не случай но самую трагическую серию 1983 года он назвал «Кочевье». В листе «Дети под звёздами» изображён хоровод маленьких жителей планеты. В них почти нет ничего живого, нет признаков на ционального. Художник сознательно отка зался от отвлекающих подробностей натуры. Это дети-манекены с огромными немигаю щими глазами. В их одинаково печальных взорах, в их тоскливой безысходности столько невыплаканного страдания, столько немого укора грядущему! Где-то вдали мая чат измождённые и беспомощные фигурки лошадей. На мир в косом дожде чёрных штрихов надвигается тьма, и не угасли лишь детские силуэты, озарённые лучами далёких звёзд. В работе «Беженцы» справа художник рисует ночное бегство людей, подобное биб лейскому переходу через пустыню. Здесь же, совмещая временные эпизоды. Он приводит страшный финал исхода кочевников — все общее падение в пропасть. В левой части ли ста — сплошное кладбище железа... Устоит ли мир, если техногенная цивили зация вытеснит природную часть жизни? В листе «Повозка» группа детей катит маленькую тачку вслед за большой колесни цей, ведомой Смертью. Сидящая в саване на лезвии косы, она везёт огромный стог. В нём скарб рухнувшего быта, чьи-то рёбра, челю сти и зубы, блеющие в испуге крошечные овцы. С обеих сторон тьма сжимает свои тиски. Повозка спускается с берега и вскоре канет в Лету. Показанные в 1984 году на первой пер сональной выставке, эти работы вызвали у официоза резко негативную реакцию. Ху дожнику приклеили ярлык формалиста и надолго отложили документы, подготовлен 218
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2