Сибирские огни, 2004, № 11
Юмор, ирония — неотъемлемая часть драматургии А. Косенкова. Но, пожалуй, только в пьесе «Пятый угол» он так ярко про явился именно как комедиограф, как мастер комедии положений. Еще один «театр в театре» представлен в трагедии А. Косенкова «Исход» (написана в 2004 году). Действие опять происходит в сумасшедшем доме, но только уже в обста новке идущей вокруг войны. Персонал и большинство больных сбежали. Дом окру жен войсками. Все вокруг заминировано, парадный вход забаррикадирован. Горстка оставшихся здесь людей репетирует траге дию Эсхила. Но вот появляются боевики, ко торые ищут некоего «ценного» человека (не то генерала, не то чиновника, не то еще кого- то), за кого они рассчитывают получить боль шой выкуп. Правда, в лицо они этого чело века не знают, посему пытаются вычислить его как единственного нормального среди присутствующих сумасшедших. Однако, как показывает дальнейшее раз витие действия, задача оказывается практи чески невыполнимой. Ну, во-первых, все обитатели дурдома мыслят и рассуждают настолько же здраво, остро и глубоко, на сколько и неадекватно ситуации, в которой находятся. С одной стороны, они действитель но сумасшедшие, если в такой обстановке репетируют пьесу, но с другой — в нынеш нем театре абсурда это самые трезвые и здра вомыслящие люди. А во-вторых, не сработа ла примененная боевиками классическая карательная тактика, когда, требуя выдать, скажем, партизана, угрожают расстрелять каждого пятого или третьего и сжечь дерев ню. Боевики поставили подобное же усло вие — либо им выдают нужного человека, либо они взрывают дом. Но ставка на страх себя не оправдала. И не потому, конечно, что сумасшедшие оказались такими уж несги баемыми твердокаменными героями, а ско рей потому, что спасаться они решили с по мощью высокого искусства. Как орудие пре одоления самих себя, собственного страха и навязанных им обстоятельств, как средство достижения катарсиса, очищения они выб рали трагедию великого древнегреческого драматурга Эсхила. Благо этот древний ав тор оказался удивительно созвучным ны нешним реалиям, как, впрочем, находит от звук в любых временах всякое настоящее искусство. На вопрос командира боевиков в фина ле — кто вы? — следует ответ: «Артисты. Среди нас есть профессионалы и любители, есть настоящие сумасшедшие и те, кто был близок к тому, чтобы сойти с ума. И только в общении с великим и вечным искусством театра они ощутили себя людьми, а не жал кими марионетками жестокой и бессмыслен ной жизни, которая их ожидала за предела ми этих стен. Нам протянул руку сам вели кий Эсхил. Это была единственная пьеса, которую мы отыскали среди пепла библио теки. И, чтобы окончательно не сойти с ума, мы стали ее репетировать». Репетиции сделались отныне смыслом существования оставшихся обитателей сумас шедшего дома. Более того, они обрели для них особую нравственно-философскую зна чимость. «...Репетиции — это жизнь, — го ворит один из персонажей пьесы Артист. — ...Процесс создания жизни. И мы его равно правные участники... Теперь я задам воп рос — что такое смерть? Смерть — это спек такль после длительных изнуряющих репе тиций. Это повторение пройденного и нача ло новой жизни. Это очищение и триумф или позор и поражение. Смерти ждут и смер ти боятся. Смерть восхваляют и смерть не навидят. Каждая прожитая жизнь — это путь к смерти и бегство от нее...» Перед этим выбором встают все персо нажи пьесы (даже боевики — Шамиль, Ко мандир). Он же провоцирует здесь противо стояние классического театра традиционных морально-этических и нравственных ценно стей театру абсурда современной жизни, где все поставлено с ног на голову. Заодно продолжается и вечный спор о целях и задачах искусства. «Сцена должна ве сти к катарсису», — считает Артист, представ ляющий, так сказать, творческую сторону. Его оппонент, Командир, убежден в обратном: «На сцене должно быть весело, красиво... радостно. Чтобы мне было хорошо». Удиви тельно, как в этой своей позиции он созвучен с мнением чиновников из давней пьесы А. Косенкова «Ночь на размышление». Обитатели сумасшедшего дома одер живают нравственную победу, но физичес кого спасения им это не приносит и хэпии- энда не наступает. Театр абсурда, разыгры вающий в театре военных действий свой спек такль, диктует и собственную абсурдистс кую логику: заложники-сумасшедшие в фи нале оказываются уже вместе с боевиками заложниками тех, от кого, по идее, надо бы ждать спасения (на языке газетной хроники их, возможно, назвали бы «контртеррорис тическими силами»). Вот-вот начнется штурм здания и шансов выжить нет практи чески ни у кого. И все-таки, финал оптимистичен. Все оставшиеся в живых участники спектакля 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2