Сибирские огни, 2004, № 11
ным... (Вспомним Зинку из «Дня шестого» с ее «каждый кому-нибужь нужен». — А.Г.) Но самое интересное оказалось — он нико му не нужен». И самое страшное. Наверное, поэтому Зотов готов в конце концов даже пьяницу и баламута Вениамина «записать» себе в отцы. Пьеса названа весьма символично — «Вестники». «И послал Господь вестников своих, дабы возвестили о великих переменах грядущих всем в грехах погрязших», — ци тирует отец Дмитрий место из Священного Писания, а сторож-историк Федор Николае вич вспоминает, что перед каждым значи тельным событием социальной жизни в здешних местах действительно вестники в том или ином обличии появляются. В пьесе то и дело возникают перед домом со страшным ревом и снова зловеще исчезают в ночи до морощенные сельские рокеры-хулиганы. Они — вестники? Вестники чего? Распада, гибели? Почему бы и нет, если они даже на священнослужителя подняли руку (ими убит отец Дмитрий). У М. Щукина, предварявше го журнальную публикацию пьесы, иная точка зрения: «Не все герои увидят свет в конце длинной трагической ночи, но то, что его увидели, может быть, самые несчастные и обездоленные, подсказывает неожиданный вывод — именно они вестники будущего, а не те безликие, так и оставшиеся за сценой «всадники ночи», за которыми приходят ра зор, ужас, смерть». Автор же, как это с ним часто бывает, своего мнения не высказыва ет, предлагая читателям или зрителям самим искать ответ на этот вопрос. Тему сошедшего с ума, тонущего, по гружающегося в пучину мира А. Косенков продолжает активно разрабатывать и по сей день. В «Ночи на размышление» он впервые в своей творческой практике использовал прием «драматургической матрешки». В пьесах же последних лет «театр в театре» ста новится фактически их композиционной ос новой. Бывшая актриса Вера Павловна, герои ня комедии «Последний парад», ставит в доме престарелых, обитательницей которо го является, чеховский «Вишневый сад». На фоне этих, идущих уже почти два года репе тиций, и развивается сюжетное действо, за вязанное на знакомом уже нам по другим произведениям А. Косенкова неожиданном появлении «чужаков», делающих обстанов ку взрывоопасной. В обитель «божьих одуванчиков», скры ваясь от преследования бандитов-вымогате- лей, попадает молодой человек. Вера Пав ловна, в комнате которой он поначалу очу тился, приходя на помощь, делает его испол нителем одной из ролей. Бандиты обыскива ют дом, но уезжают ни с чем, так и не узнав в одном из «актеров» своего «клиента». Воз никает при этом ряд забавных ситуаций, в том числе и с (также хорошо знакомым) мни мым «покойником». Обращает на себя внимание одна из кол лизий. Павел (так зовут молодого человека) по ходу действия, войдя в актерский раж, вдруг объявляет, что один из обитателей ком наты, где он ночевал, его отец. «Я его знаю. А вот он до сих пор не подозревал о моем существовании. Теперь он должен узнать меня. Если узнает и вспомнит, ...тогда я еще подумаю и, может быть, прощу». Здесь яв ная перекличка с вампиловским «Старшим сыном». Но если у А. Вампилова на этой невинной поначалу лжи построена вся дра ма, то у А. Косенкова — это всего лишь про ходная коллизия, без которой, кстати, вполне можно было обойтись. Хочу заметить, что в этой пьесе драма тург, к сожалению, вообще во многом вто ричен даже по отношению к самому себе, что, конечно же, снижает ее художественные достоинства. В комедии «Пятый угол» представлен театр уже другого рода -— политический. В предвыборной кампании на губернаторское кресло возникла непредвиденная ситуация. Один из кандидатов вдруг исчез, «лег на дно». Но его команда решила не останавливаться на полпути и предложила одному из актеров местного театра сыграть роль испарившего ся кандидата. Имиджмейкеры надеются, что избиратели подмену не распознают, что об ман до поры до времени не раскроется, что лжекандидата благополучно выберут в гу бернаторы, и он какое-то время даже пробу дет в этой должности, пока они дальше что- нибудь не придумают и не выкрутятся. Перед нами сатира на грязные предвы борные технологии, политический памфлет, и в то же время красноречивейшая, до гро теска и фарса доходящая, иллюстрация к бес смертному шекспировскому афоризму «вся жизнь — театр и люди в ней — актеры». Ко нечно, театр, конечно, актеры — безуслов но, соглашаешься с гением, наблюдая за раз ворачивающимся в пьесе А. Косенкова пред выборным спектаклем, участники которого лишний раз убедительно доказывают, что по литическая жизнь в современной России — это беспринципная и циничная игра, игра и еще раз игра. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2