Сибирские огни, 2004, № 11
ношения персонажей. В каждом из них на чинает разгораться Божий огонек доброты и сострадания, каждый готов пойти другому навстречу, и сквозь болотную трясину и осо ку все отчетливее проглядывает зеркало чи стой воды души. Вместе с тем приходит и еще одно важное понимание. «Кто им поможет и что их спасет» — вопрошает в предисловии к пьесе JI. Зо рин. — Автор нисколько не мессианствует, он не выписывает рецептов и не называет лекарств». Да, это так. Но заданный выше вопрос без ответа тоже не оставляет. Еще в начале пьесы медбрат Яша гово рит: «Какая простая мысль, господа! Спастись можно лишь всеобщим усилием, направлен ным, как пронизывающее острие, в причину наших бед и несчастий. Как только это спаси тельное лезвие коснется злокачественного нарыва, все разом осознают, что осталось последнее усилие, и мы будем свободны». (Надо полагать, пьесы А. Косенкова в определенной степени и написаны для фор мирования такого «усилия»). С теоретичес ким этим постулатом вполне созвучны эм пирические выводы других героев. Но здесь надо обратить внимание вот на какую немаловажную деталь. Больница располагается в бывшей церкви, и за ее оби тателями как бы следит проступающий со старых фресок, которыми расписаны стены храма, лик Спаса. Это придает метафорич ности пьесы новый поворот и масштаб. Тем более что и названа она «День шестой» не случайно. Как известно из Библии, на шес той день Бог создал человека. Но быстро понял, сколь грешно и мерзко может быть его главное создание. И тогда он наслал по топ. Спасся и начал новую жизнь только Ной с семьей. А. Косенков переосмысливает биб лейскую легенду на свой лад. Больница к финалу тоже становится своего рода ковче гом искалеченных неприкаянных душ, кото рые сумели понять главное — что только вместе, сострадая и поддерживая друг дру га, они спасутся, что только с Богом в душе могут они рассчитывать на «день седьмой», день спасения. Во многом перекликается с «Берегом розовых чаек» и особенно с «Днем шестым» драма «Вестники», написанная через деся ток с лишним лет, в 2000 году. Также ночной порой сходятся в одном месте (на сей раз в стенах бывшего районного дурдома) совер шенно разные по социальному положению, духу и характеру люди: некогда учитель ис тории, а ныне сторож, дебил, местный пья- ница-пенсионер, священник, предпринима тель со своим партнером и его жена. Фигу рирует и мнимая покойница. По зданию хо дит, как призрак, странная, прямо-таки мис тическая тетка. Но ларчик открывается про сто: схоронили старуху, а дело, чтобы не ли шиться бабкиной пенсии, единственного источника существования, представили так, что померла внезапно ее дочь. И опять за окнами дождь, и та же «мер зость запустения», гнетущая атмосфера вок руг, наводящие на соответствующие, уже зна комые по прежним пьесам А. Косенкова ас социации. «Всеобщий сумасшедший дом, в который давно превратилось все вокруг» — говорит один из персонажей, формулируя образ-метафору современной разлагающей ся России. Но если в «Дне шестом» все-таки еще как бы предощущение большой беды, то в «Вестниках» беда эта вломилась в воро та, стала реальностью. Не случайно, я думаю, и место действия сместилось из больницы в «Дне шестом» в сумасшедший дом (в «Вес тниках»). Не менее созвучны пьесы и в плане нравственных исканий их героев. Впрочем, отыскать-то они пытаются, в принципе, толь ко одно главное — в себе человека. А для этого надо нащупать устои, на которые че ловек должен опираться, найти свои начало и исток. Вот и предприниматель Зотов, собира ющийся приобрести старую дворянскую усадьбу (ее и занимал в последнее время сумасшедший дом), чтобы построить здесь санаторий европейского уровня, на самом деле приехал сюда с другой целью: он ищет свои корни (почему-то решил, что легенда этих мест, знаменитый когда-то председатель колхоза Прасковья Зотова, — его мать). Соб ственно, сюжетная интрига пьесы вокруг этого обстоятельства и завязана. Но зачем Зотову это? Его партнер Ни колай уверен, что тут просто проявляется «очередная блажь вконец замороченной нации. Одни кинулись отыскивать несуще ствующие корни, другие — с Богом общать ся». И спрашивает Зотова: «Неужели тебе не все равно, чей ты сын?» Оказывается, — нет. Зотову нужна проч ная жизненная устойчивость, которую не могут дать деньги. А она зиждется на про шлом, без которого, как известно, нет ни на стоящего, ни будущего. Вот, собственно, ис ходный мотив его генеалогических изыска ний. Ну и, конечно, — сильнейший душев ный кризис, который испытывает бизнесмен. Как говорит по этому поводу его клеврет и биограф Бова, «он просто хотел найти свое место на земле, хотел быть кому-нибудь нуж 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2