Сибирские огни, 2004, № 11
желание спалить православную святыню. Самого юного персонажа пьесы, семнадца тилетнего сына одного из ее героев, боль шого некогда номенклатурного начальника, готового, кстати, взять на себя «всю ответ ственность» в акте сожжения, тоже к веру ющим не отнесешь. Но именно этот шало паистый парнишка, которому ни до чего, кроме собственного магнитофончика, ка жется, и дела нет, забравшись на колоколь ню, не дал подпалить церковь. Он и выход из ситуации нашел оптимальный: начал зво нить в колокол, звуки которого далеко слыш ны в тундре. Другие об этом даже не подумали. Им и в голову не пришло, что не дьявольский огонь, пожирающий святое строение, а чис тый колокольный звон как глас Божий спо собен достичь ушей тех, кто придет на по мощь. «Берег розовых чаек» — произведение совершенно не «производственное», но та же в ней аукается мысль: любое дело требу ет души и чести, а самым оптимальным вы ходом из самой сложной ситуации оказыва ется только такой, который подсказан чис тым, не «обросшим шерстью» сердцем. Финал пьесы оптимистичен. Не пото му лишь, что к ним летит долгожданный вер толет. Каждый из героев пьесы делает пер вые шаги к пониманию себя истинного, к пониманию того, что он должен искупить, а, значит, к очищению. Путь, вероятно, еще долог, но они уже небезнадежны. Пьеса А. Косенкова «День шестой» да лека от всякой экзотики. Но она еще больше аллегория и метафора. В одной из палат полуразрушенной от ветхости и затянувшегося ремонта больни цы лежат несколько женщин разных возрас тов. Кроме них здесь в этот поздний час спив шийся дежурный врач с полупомешанным медбратом и оказавшийся по недоразуме нию (посчитали за мертвого) в женской па лате старичок. Да еще беглый урка, спаса ющийся от преследования. Всюду унылость, сирость, убогость, ветхость, следы разру шения. Общую картину, практически ли шенную живых красок, дополняет непре рывно льющий вот уже которые сутки дождь, сменяемый в короткие периоды за тишья непроглядным туманом. Ко всему прочему, уходя после работы домой, завхоз запер входную дверь, создавая у оставшихся на ночь больных ощущение полной безвы ходности и беспросветности. Невольно вспо минается Франц Кафка с его аллегоричес ким «чердаком». А вот у Врача в пьесе «День шестой» возникает более соответствующий ситуации образ тонущей подводной лодки: «Двери закрыты, люки задраены. Погружение про должается. На самое дно. На четыре тысячи километров от Москвы до самых до окраин. Вокруг вода и грязь. Бежать некуда. Воздуха хватит на два с половиной часа, потом будем медленно сходить с ума...» Предваряя публикацию пьесы А. Косен кова, известный драматург Леонид Зорин пишет: «День шестой» — не свидетельство, а метафора. Что означает эта больница с не счастными, немощными обитателями, кото рые отдали свои судьбы таким же несчаст ным немощным людям — спившемуся до горячки врачу и полублаженному-полуюро- дивому не то санитару, не то медбрату со смущающим слух еврейским именем? Что означает эта больница, как не больную нашу страну, в которой целители и исцеляемые ничем не разнятся друг от друга». Действительно, и нарисованная авто ром мрачная безрадостная больничная кар тина, и соответствующий круг персонажей, и эта невозможность вырваться на свобо ду ассоциации с больной Россией начала 1990-х годов вызывают. Но если говорить о метафоре, то и глубину фокуса придется увеличить. То, о чем размышляют, и что пытаются постичь в себе и окружающем мире герои этой (и не только этой) пьесы А. Косенкова, будет одинаково волновать и тре вожить и аргентинца, и колумбийца, и жите ля черной Африки, и жителей любой другой страны, а особенно той, которая переживает период крутой социальной ломки. «А зачем мы с вами вообще живем? Может мне кто-нибудь ответить на этот про стой вопрос?» — спрашивает своих сопа- латниц Николай Степанович, тот самый ста- ричок-«покойник». Этот банальный вечный вопрос оказывается на поверку для всех ге роев пьесы чрезвычайно сложным и ост рым. Более того, без ответа на него дальней шее их существование становится пробле матичным. Нормальной жизни давно нет, а «есть только страшный, нелепый эксперимент, ко торый кто-то проводит над нами с неизвест ной никому целью». Конечно, ответа на неувядаемый фило софский вопрос «зачем жив человек?» ге рои пьесы «День шестой» не дают, но в про цессе сюжетных коллизий приходят к важно му для себя выводу, сформулированному в реплике Зинки: «Каждый кому-нибудь ну жен». Об этом свидетельствуют претерпева ющие своеобразную эволюцию взаимоот 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2