Сибирские огни, 2004, № 11
лей» — партийных чиновников, но и вполне конкретных строительных начальников того же, что и Кураев, ранга, и даже непосред ственных свидетелей той реальной истории, которая легла в основу сценической. Любопытно, что и те, и другие, и третьи пеняют автору, актерам и режиссеру за яко бы неверную художественную интерпрета цию. Но причины у всех разные. Партийные чиновники против обобщений и намеков на действительность, строительные начальники узнав себя и свою контору, боятся, что выне сенный из избы сор подмочит их репутацию, а сподвижники прототипа, наоборот, заявля ют, что на самом деле все «было гораздо неприятнее» — «кости трещат, жалости ни малейшей, оступился — добивают...». Кто прав? Читая пьесу, однозначно от ветить трудно. Идет репетиция спектакля, ищутся варианты. Образ Кураева до конца не проявлен. Он пока расплывчат, условен, как и многое довольно условно в пьесе. Но, не без оснований претендуя на метафорич ность, автор и не стремится к законченности и графической четкости. Он оставляет воп рос открытым, предоставляя додумывать, расставлять окончательные акценты читате лям и зрителям. Если рассматривать творчество А. Ко сенкова в целом, то его произведения 1980-х годов с определенными, конечно, оговорка ми, были рождены под знаком «производ ственной прозы» со всей ее спецификой. Но уже и в них заметно усиливающееся стрем ление драматурга к новому уровню художе ственного осмысления. Во всяком случае, я себе так объясняю тот факт, что к концу 1980-х производственная тематика, похоже, навсегда ушла из пьес А. Косенкова. И дей ствие их теперь происходит где угодно — в тундре, в зоне военных действий, в больни це, в дурдоме, в доме престарелых, но толь ко не на производстве. Впрочем, и сама жизнь, начавшийся социальный и духовный обвал тому тоже немало способствовали, обостряя извечные, ставя новые вопросы, на которые надо было искать ответы. И в пер вую очередь, на всегда животрепещущий вопрос: как жить, чтобы, несмотря ни на что, оставаться человеком. Поисками ответа на него А. Косенков в пьесах конца 1980-х и 1990-х годов, собствен но, и занимается. Первой на этом пути стала драма «Бе рег розовых чаек». «Она не о страдании, она об искупле нии. Но поняли ли мы, что должны искупить? Мне кажется, все еще нет. Не потому ли так старательно отыскиваем в своем давнем и недавнем прошлом самых различных по рангу, национальности, уму и степени актив ности виновников случившегося с нами? А ведь прежде, чем обратиться к Богу с молит вой о прощении, мы должны пройти до кон ца путь горчайшего осознания собственной величайшей вины за то, что, хотя мы и не были непосредственно виноваты в том не мыслимом духовном одичании, которое стремительно нарастало из года в год, но молчаливо соглашались с ним, а значит, были виновниками не меньшими, а, может быть, даже и большими, потому что всё п о н и м а л и». Авторские эти слова, предварявшие публикацию пьесы «Берег розовых чаек», можно поставить эпиграфом и других дра матургических произведений А. Косенкова 1990-х годов, потому что они тоже в главным образом о духовном одичании, распростра няющемся в современном нашем обществе со скоростью эпидемии. Верный себе, А. Косенков берет экстре мальную ситуацию (несколько человек заб лудились в тундре) и на ее изломе высвечи вает героев пьесы, перед которыми сложив шиеся обстоятельства ставят ребром серь езную нравственную дилемму. Сюжетное же развитие пьесы на сей раз достаточно нехитрое. Заблудившаяся груп па достигает заброшенного стойбища або ригенов, неподалеку от которого стоит сруб ленная еще несколько веков назад русскими первопроходцами церквушка с колоколен кой. Возникает идея сжечь ее, чтобы огнем привлечь поисковые вертолеты. Жечь или не жечь — мнения разделились, вокруг этого сыр-бор. А решение зависит от того, насколько омертвела (или совсем пропала) у человека душа. Как мудро говорит старуха-абориген- ка, «ум без души чужой становится, на сер дце шерсть расти начинает... Можно про стить, когда душа ошиблась, нельзя простить, когда душа пропала». Но почему именно старинная церквуш ка в глухом необитаемом краю становится стержнем конфликта? Ведь и Бич (один из персонажей) по-своему прав, говоря: «Ты когда-нибудь слыхал, чтобы из-за этого шум поднимали?» Но в том-то и дело, что здесь, в чрезвычайных обстоятельствах, это уже не просто церковь. Она своего рода — испыта ние Господне на человечность, духовный и нравственный императив, существующий вне зависимости от вероисповедания или даже вообще отношения к Богу. Старуха-або ригенка — язычница, но она первая осудила 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2