Сибирские огни, 2004, № 11
        
 осмысления и обобщения снова возникнут в его творчестве. Очень ко времени пришлась и другая ранняя пьеса А. Косенкова «Обсуждению подлежит». Написана она была в первой по ловине 1980-х годов на переломе двух эпох: бесповоротно уходил в прошлое период брежневского «застоя», а впереди маячили огни «перестройки». В литературе и драма тургии шел активный поиск новых тем и ге роев, новых способов отображения меняю щейся жизни. Люди «со стороны» давали «прикурить» доморощенным ретроградам и учили их, как надо по-настоящему рабо тать, работяги отказывались от не заработан ной, по их мнению, премии, чем вызывали бурную полемику. А. Косенков, уже по на туре своей художник социальный, острозло бодневный, не мог, наверное, не ввязаться в этот творческий спор. Еще в «Степановом мосте» драматург достаточно ясно дал понять, что как раз не кто-то «со стороны», а человек на своем месте, своей земле может этой земле, этому месту принести максимальную пользу. В пьесе «Обсуждению подлежит» А. Косенков еще более заострил данную мысль, именно на ней акцентировал главное внимание. Бывший директор совхоза Егунов, на ходясь в больнице, перед самой операцией узнает, что на его место собираются поста вить некоего Силкова, да еще и объявить о том прямо на торжествах, посвященных по лувековому юбилею хозяйства. У Егунова, который поднял совхоз, сделал его лучшим в районе, есть и большие сомнения по поводу развалившего в свое время районное сельс кое хозяйство Силкова, и свой преемник — молодой перспективный совхозный парторг, на которого бывший директор возлагает боль шие и обоснованные надежды. Егунов сбе гает из больницы и спешит в совхозный дом культуры, чтобы воспрепятствовать неспра ведливому назначению. Такова завязка. Основное же действие разворачивается на сцене совхозного дома культуры, где идет подготовка к театрализованному юбилейно му представлению. Здесь автор использует интересный ход. Директор дома культуры приглашает на юбилейный вечер бывших председателей колхоза (совхозом он стал го раздо позже) разных поколений для иллюст рации, так сказать, преемственности и связи времен в славной истории хозяйства. И вот из возникшей между «символами» перепал ки выясняется, что из полутора десятков пред- шественников-руководителей совхозу повез ло только с Егуновым. Эта своеобразная рет роспектива как бы фон (без которого, впро чем, трудно адекватно оценить происходя щее) центрального конфликта, вспыхиваю щего с появлением в доме культуры Егуно ва. Призывая односельчан не допускать Сил кова к земле, бывший директор идет напере кор обкому партии, уже утвердившему его. Неслыханная по бюрократическим поняти ям дерзость, прямо саботаж! Но Егунов не за себя борется, а за хозяйство, которому отдано столько сил и души, за людей, кото рые наконец-то стали по-настоящему жить и работать. Однако невольно возникает вопрос: а чего это Егунов так взъелся на Силкова? Ну, ошибался, скажем так, человек. Ну, бывало, перегибал палку в стремлении выполнить вышестоящие распоряжения, а с кем в те памятные времена не бывало? Чем тогда, спрашивается, один отличается от другого? Да хотя бы нравственной ценой своих по ступков. Если один (Егунов) то, после чего «с души воротило», делал скрипя зубами, с болью, бессильными слезами, наступая са мому себе на горло, но не переходя при этом нравственных пределов, с постоянной мыс лью о земле и работающих на ней людях, то другой (Силков), в стремлении выслужить ся, сделать карьеру любой ценой, губил и землю, и людей (одного из бывших предсе дателей, отказавшегося сдавать в государ ственный фонд семенное зерно довел до тюрьмы). И если Егунов убежден, что «без любви ни от людей, ни от земли никогда спол на не получишь», то Силков привык только требовать. Потому и взывает к собранию Егунов: «К земле его (Силкова) не допускай те! Снова с нее требовать начнет. А ее сей час просить надо». Разница, как видим, прин ципиальная. В финале пьесы собрание голосует про тив Силкова. Чем все закончится в итоге (ре шение обкома работники совхоза отменить не могут), не известно, но это уже и не суть важно. Куда важнее то, что народ Егунова услышал и понял. И поддержал. Как и «Степанов мост» эту пьесу едва ли можно назвать согласно ее жанровому опре делению комедией в чистом виде. Она — тоже комедийно, а местами и сатирически окра шенная социальная драма (или, по словам одного из рецензентов пьесы, «сатира и тра гедия, в которой ощутим идеал и построено положительное человеческое начало»). По сути, она о том, как по-настоящему, по сове сти надо жить и работать на земле, о «чести в деле». 201
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2