Сибирские огни, 2004, № 11

Алексей ГОРШЕНИН ВЕСТНИКИ ГРЯДУЩЕГО (Драмы и комедии Александра Косенкова) 1 В начале 1983 года при Омском акаде­ мическом театре драмы по постановлению Министерства культуры РСФСР начала дей­ ствовать экспериментальная лаборатория драматургов и режиссеров Сибири и Даль­ него Востока. Занимаясь поиском талантли­ вых авторов и постановщиков, а также но­ вых путей развития театрального искусства, лаборатория за сравнительно недолгий срок существования сумела «открыть» целую плеяду интересных сибирских драматургов (Р. Солнцев, А. Князев, Ю. Мирошниченко, В. Солодов, 3. Ибрагимова и др.), среди ко­ торых был и новосибирец Александр Косен- ков. Сегодня это один из самых заметных представителей драматургического поколе­ ния, заявившего о себе в первой половине 1980-х годов. Спектакли по его пьесам с ус­ пехом идут на сценах Урала и Сибири, в сто­ личных театрах, по ним ставятся художествен­ ные фильмы. А начинался А.Косенков как драматург с пьесы «Степанов мост». Действие проис­ ходит на одном из участков Байкало-Амурс­ кой магистрали. Изыскатели неверно выб­ рали место для мостового перехода, что вело к лишним затратам труда и средств, а на­ чальник участка Зарубин готов признать, что «слегка ошиблись» с выбором, но стро­ ить надо, как намечено. Степан же предла­ гает другой, более выгодный вариант. Мост становится занозой, соринкой в глазу: со­ здает лишние проблемы, мешает проекту, показателям, спокойствию руководства. Но, в отличие от опустившего руки начальника участка, Степан свой мост отстаивает до последнего. Чем, кстати, преподает Зару­ бину наглядный урок стойкости и принци­ пиальности. Начальник участка, благодаря Степанову уроку «вспоминает» о «правиль­ ной» дороге и теперь тоже готов бороться до конца. Как видим, пьеса поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, ост­ ро стоявшие на рубеже 1970— 1980-х годов. И хотя автор обозначил ее как комедию, пе­ ред нами скорее этакая ироническая драма с социальным уклоном. Что до комедийности, то ею больше ок­ рашена семейно-бытовая линия пьесы. Один из рецензентов назвал пьесу «Степанов мост» лубком: «Она оказалась близка тем советским произведениям, для которых ха­ рактерны жизненный комизм и добродуш­ ный юмор, народные сцены и благополуч­ ный финал». Однако драматические соци­ альные коллизии и нешуточные производ­ ственные страсти, которые задают тон в пье­ се, вряд ли дают основание называть ее луб­ ком в полном смысле этого слова. Хотя и лубочность здесь присутствует. «Степанов мост» А. Косенкова едва ли можно отнести к несомненным удачам драматурга. Тем не менее, эту не очень впе­ чатляющую в художественном отношении пьесу сразу заметили и приняли к поста­ новке в двух десятках театров страны. И ни­ чего в том не было удивительного. Созвуч­ ная времени, по-своему его отображавшая, она достаточно хорошо укладывалась в рамки социального заказа везде и всюду находить и любыми средствами являть чи­ тателю, зрителю положительного героя-со- временника. Я думаю что тогда, в самом начале 1980-х он еще и не мог, не знал, как писать по-другому. И все-таки, несмотря на то, что художе­ ственным явлением он не стал и время свое не перерос, драматургический дебют А. Ко­ сенкова не вышел комом. Хотя бы потому, что уже в этой первой его пьесе просматри­ ваются некоторые существенные черты бу­ дущего Косенкова-драматурга, заявлен ряд социальных и нравственных проблем, харак­ теров и образов, которые в дальнейшем, уже на более высоком уровне художественного 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2