Сибирские огни, 2004, № 11
Издатели предложили иллюстрировать книгу неизвестному Белозёрову московско му графику Николаю Короткину, имевшему большой опыт в оформлении детских книг. Когда книга вышла, оказалось самое то, что поэту нужно. Рисунки были выполнены в карандашной технике, большой формат книги, много белизны, хорошо передан зим ний колорит средней полосы России. С ри сунков пахнуло хвойными лесами, мороз ным ветром, русской деревней с ее бытом и зимними праздниками. Однако Белозёров заметил, что в рисун ках он не видит Сибири. Я ему возразил: се верные сибирские деревни и природа мало чем отличаются от деревень и природы сред ней полосы России. А смешанные леса — они и у нас такие же. Белозёров не согласил ся со мной. Ему виделось и представлялось что-то большее. И все же в лице Николая Короткина он нашел соавтора. А когда Омское книжное издательство было воссоздано, и книга «Подснежники» одной из первых включена в план, по его просьбе, все иллюстрации к ней предложи ли выполнить этому московскому графику. Белозёров пригласил художника в Омск и объяснил ему, чего ждет от него, и, прежде всего, — сибирского колорита в будущих иллюстрациях. На своей машине возил ху дожника по ближним селам, показывал быт людей, природу, Иртыш. Кроме Иртыша, муромцевских мест да обрывистых круч Чернолучья и Красноярки, кажется, ничто художника не тронуло. Он заметил строгость, суровость и бедность равнинного омского пейзажа. И, как я увидел потом в рисунках этой книги и позже в других, художник ос тался верен себе: его любовь — Подмоско вье, вся средняя полоса России, природа ко торой во многом схожа с природой нашего сибирского края. С этого приезда между поэтом и худож ником утвердилась прочная дружба. Бывая в Москве, Белозёров не раз гостил у Корот кина. Лично мне с художником пришлось ви деться четыре раза. В первый раз — в дни его приезда для знакомства с «сибирским колоритом» перед работой над рисунками к книге «Подснежники». Встреча произошла в издательстве. Оно располагалось тогда в большом деревянном здании возле Казачье го рынка. После чаепития и разговора по поводу будущей книги прошлись по наше му тогдашнему бедному рынку. — Смотрите, — воскликнул Белозё ров, — караси мороженые продаются! Си бирские, озерные! Купив рыбу, они пошли ее жарить. Я пошел в редакцию газеты «Молодой сиби ряк», где подрабатывал консультантом и руководителем молодежной литературной студии. Вторая встреча была на выставке в му зее. В третий раз мы встретились в скорбный день похорон поэта. Николай Короткин ока зался действительно верным другом Белозё рова. Он был единственным из столичных друзей поэта на похоронах. Как память об этом его приезде, на моем экземпляре кни ги «Подснежники» рядом с дарственной над писью поэта появилась надпись и художни ка. Может, она единственная с двумя авто графами?.. БЛАГОСЛОВЕННЫЙ «КОКТЕБЕЛЬ» Про Дом творчества «Коктебель» я впервые узнал именно от Тимофея Белозё рова. И было это где-то в начальные годы нашего знакомства. А до этого, к моему сты ду, я и слыхом не слыхивал, где он такой и что из себя представляет. Тимофей Максимович тогда только что вернулся из Крыма и имен но из этого самого Коктебеля. Помню его восторженную фразу: «Благословенное, притягательное место для творения, обще ния и отдыха!» Надо сказать, что Домов творчества писателей в стране было тогда несколько: в Подмосковье — в Переделкино, Малеевке, Голицино, под Ленинградом — в Комарове, в Абхазии — в Пицунде, в Прибалтике — в Дубултах, Паланге, в Крыму — в Ялте, Кок тебеле. И еще — на Украине, Белоруссии, Литве. Вон сколько! Все они имели свой ста тус, свою популярность, свою репутацию. И никогда не пустовали. Все эти Дома творче ства содержал на свои средства Литератур ный фонд, и каждый член Союза писателей СССР имел право поехать раз в год на 24 дня, а кто и на два-три срока по путевке, которую этот фонд выделял и частично оплачивал. Белозёров ездил в Дома творчества по чти ежегодно: поработать над новыми сти хами, помыслить в одиночестве или пооб щаться с такими же писателями. Хотя, надо сказать, был застенчив, трудно знакомился и сходился с людьми. К Дому творчества «Коктебель» у Бе лозёрова было уважительное, любовное от ношение, поскольку место это было для него исполнено истории и романтики. Основа тель «Коктебеля» — известный русский поэт и художник Максимилиан Волошин. Дом поэта на самом берегу моря. Большой парк с экзотическими южными деревьями, две речки, несущие с гор чистую холодную воду. И вся местность как бы пропитана памятью о Волошине: тихий Коктебельский залив, воспетый им в стихах и рисунках, сле 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2