Сибирские огни, 2004, № 11
собой. Сторожить скотину надо было не столько от воров, сколько от волков, которых за время войны развелось столько, что даже по улицам села по ночам бегали, собак рва ли и во дворах сельчан, разбойничали. Беда от них была большая. Охотников на войну забрали. А ружья почему-то все подчистую милиция конфис ковала. Был приказ: изъять до окончания вой ны. Помнится, дед даже ездил к районному милицейскому начальнику, просил выдать ружье и боеприпасы. Начальник понимаю ще выслушал, но сказал: пока приказа нет, но я командирую к вам в село сотрудников. Приехали два милиционера с винтовка ми, засаду ночью возле фермы устроили. Ночь лунная — далеко видно. Как только появилась волчья стая, под пустили поближе — и такую стрельбу от крыли, что все село всполошилось: уж не война ли пришла в наши сибирские края? Двух матерых волков подстрелили милицио неры. Я с дедушкой ходил смотреть их, лежа щих на скотном дворе. Страшное было для меня зрелище. Милиционеры говорили, что ранили еще одного, но он убежал, оставляя на снегу кровавый след. Убитых волков они увезли с собой, на прощание сказали: «Те перь не сунутся!» Но не прошло и трех спокойных дней, как опять ночью недалеко от фермы послы шался волчий вой. И на лунной поляне за мелькали силуэты хищников. Дедушка вы ходил часто из сторожки, стучал в какую-то железку. Вот так приходилось ему и второ му дедушке-сменщику каждую ночь отпу гивать волков. Но однажды какой-то местный древний дедушка вспомнил: «В давние-предавние времена бывалые воины говорили: волки боятся звона сабель». Видимо, инстинкт боязни сохранился во всех потомствах хищников со времен древ них?.. Но где взять эти сабли? И вспомнили про литовки: чем не сабли по звону. Собрали по всему селу старые отработавшие свое ли товки и развесили пучками на высоких шес тах вокруг фермы. Подует ветер — и они уда ряются друг о дружку — и такой жуткий же лезный звук издают, аж людям страшно. И кажется им, как будто два богатырских полка сражаются. И действительно, хочешь верь, хочешь нет, а волки отступили, ушли куда-то далеко от этого страшного звонкого места. А когда охотники вернулись с войны, многих хищников постреляли. Получив этот «подарок» Белозёров тут же поспешил домой. А через несколько дней сообщил, что рассказ написан, и он дал ему название «Старые литовки». И теперь с прошествии многих лет, ког да снова перечитываю этот рассказ, остается ощущение тревоги тяжелого военного дет ства, и тут действительно, как сказал поэт: «...кажется мне, что не литовки звенят, а ост рые сабли. Что это наши деревенские далеко далеко у Волги с врагами сражаются». Мо жет быть, так думалось и мне в том далеком военном детстве? Да запамятовалось... В работе над своими короткими расска зами он добивался предельной сжатости: ни лишней фразы, ни лишнего слова, четко при держивался заповеди: краткость — спутни ца таланта. Рассказ «Старые литовки» был напеча тан в журнале «Колобок», потом вошел в задуманную когда-то книгу «Сладкая клюк ва», подаренную мне с автографом. И еще в последний год его жизни был напечатан в красочной книге «Заколдованная роща» в издательстве «Малыш» тиражом 150 тысяч экземпляров. Но увидеть ее, подержать в руках автору уже не пришлось. СВОЙ ХУДОЖНИК Художников, иллюстрировавших книги Белозёрова, было много — всех не перечис лишь: десятки книг и книжечек — и столько же художников. Не все они удовлетворяли его вкусу, не всегда он был доволен оформлени ем, несмотря на то, что художники были ма стерами своего дела, имели большой опыт в книжной иллюстрации. Он искал «своего». Такой иллюстратор нашелся не сразу. В из дательстве «Детская литература» запланиро вана была книга Белозёрова «Зимушка- зима». Художника, как правило, подбирает само издательство. При столичных их мно го, почти постоянный штат. И Москве не прикажешь, какого иллюстратора взять. Она сама приказывает и делает, как ей надо, тем более, если это книга провинциального пи сателя. Чего уж тут выбирать! Радуйся, что приняли к изданию! Поэтому среди провин циальных писателей ходила поговорка: на печатали тебя в Москве или издали книгу, можно и помирать — ты уже гений. Доля правды в этой горькой шутке есть. Она до сих пор не утратила своего значения, тем более, что провинциалу издаться в столице стало намного труднее в связи с коммерциа лизацией книгоиздания. Раньше душила иде ология, теперь коммерция, которая оказалась куда тяжелее. Как бы это все воспринял Бе лозёров, доживи он до наших дней? Конечно бы, переживал... Трудно было бы и ему... А тогда Белозёров был очень доволен, что детские издательства для него открыты широко. И хотя книга «Зимушка-зима» в сто лице не первая, но как-то подсказать, чтобы ее проиллюстрировал близкий поэту по духу художник, он не мог. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2