Сибирские огни, 2004, № 11
После этого диалога посмеялась мы от души. Я сказал Тимофею Максимовичу, что в школе сразу после каникул будет празд ник — День птиц. Будем развешивать скво речники и встречать скворцов. Я тут же пригласил его на это мероприятие. Но он сказал: — К сожалению, не смогу, а как хочет ся быть участником вашего праздника! Пос лезавтра уезжаю в санаторий. Надо подле читься... Действительно надо. В последние годы своей жизни к весне он заметно сутулился, мрачнел, лицо и без того смуглое, просто темнело еще больше. Но это так, если по смотреть со стороны. А в разговоре где- нибудь в кругу литераторов или на выс туплении всегда много шутил, лицо свет лело, излучало радость и было в меру улыб чивым. День птиц прошел, как всегда, дружно и весело. Веселые скворечники, развешанные на тополях, на березах или где-то на дачных уча стках, встречали своих пернатых жильцов. Причем, каждый мастер вешал свой скво речник сам и там, где ему хотелось. Куда ни посмотришь по сторонам — везде сквореч ники — новенькие, сияющие, веселые. А песня скворца — еще больше усиливает это веселье. С Белозёровым мы увиделись только месяца через полтора. И был первый его вопрос: — Ну, как там в краю веселых сквореч ников? — Скворечники полны скворчат, а скворчата громко сквор-р-рчат! — ответил я ему с некоторой шуткой. Приехал он ко мне снова, в край весе лых скворечников, когда птенцы подросли и покинули свои жилища, а яркая буйная июньская листва тополей и берез плотно спрятала веселые скворечники. Теперь за прошедшие годы многое из менилось в этом краю: пропали от старо сти или повымокли многие деревья. После перестройки и перемен 1992 года и в силу других причин переживает свое бедное су ществование моя школа. Скворечники те перь, если и изготовляются, то в малом ко личестве из каких-нибудь старых бросовых досок (пиломатериал стал очень дорогим) и уже не источают того веселого света, как раньше. Да и скворцов в природе, как стали люди замечать, почему-то заметно поуба вилось. Но было время — время веселых скво речников, — полных скворчат — и это ни когда не забудется. БУНИН— ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ Любимым поэтом Тимофея Белозёро ва был Иван Бунин. А еще другие русские классики: Никитин, Кольцов, Суриков, Пле щеев... Но творчеству Бунина он уделял поче му-то особое внимание... Часто на каком-либо семинаре начинающих литераторов или в индивидуальной беседе он советовал моло дому автору читать стихи Ивана Бунина, учиться у него художественному восприятию русской природы, четкой образности, просто те и прозрачности изложения поэтической мысли. И для примера всегда приводил бу нинские стихи «Детство» и «Ландыш», со ветовал обратить внимание, что в них каждое слово поставлено точно на свое место. Тогда-то я и заметил некоторое бунинс кое влияние на творчество Белозёрова. Об этом же упоминал в своей статье омский кри тик Е.И. Беленький, да и сам поэт этого не скрывал и говорил: стоит в самом начале сво его творчества полюбить до самозабвения два-три стихотворения какого-либо большо го поэта, вот тут и определится твое поэти ческое начало, тут и есть чему поучиться... Достаточно прочитать эти два бунинс кие стихотворения, чтобы понять: творчество Белозёрова как бы вытекло из них, опреде ляю его творческую индивидуальность. Для примера той самозабвенной влюб ленности можно привести хотя бы две на чальные строки из бунинского «Детства»: Чем ярче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом... А вот строки из белозёровского стихот ворения: День сух и ясен. Блещут ковыли, Шумят, превозмогая зной, березы... Или из другого: Темно и тихо. Слышно за версту, Как в теплых стенах лопаются бревна. Во всех трех примерах тот же стихотвор ный размер, та же неторопливая поступь слогов, та же интонация. Во всех легко уга дывается бунинская музыка стиха. Ноту этой музыки можно найти и в других белозёровс- ких стихах... А еще он любил цитировать стихотво рение Ивана Бунина «Ландыш»: В голых рощах веял холод... Ты светился меж сухих Мертвых листьев... Я был молод. Я слагал свой первый стих — 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2