Сибирские огни, 2004, № 11
тому, что нужно. Именно «уходит», а не спе шит. Но вот «радость-осень» и можно было бы оставить, а все же не то, что нужно, да и часто употребляемо поэтами. Штамп. А раз уходит, то здесь должна быть грусть, а не ра дость. Весь день поэт искал это нужное точ ное слово. В осенний сквер ходил, по набе режной — осень наблюдать. С тем и спать лег. И ночью это слово появилось — «Наша». Зажег свет и записал «на юг ухо дит наша осень...» И это тихое мягкое слово, не какое-то частное, а общее для всех и по зволило закончить маленькое прелестное сти хотворение): По алым перьям снегиря Течет прохлада сентября. В сухом бору дремота сосен. Покоем веет из полей. На юг уходит наша осень, Держась за нитку журавлей. Тимофей Максимович хорошо знал и говорил молодым стихотворцам, что поиск нужного точного слова — это пример на стоящего творчества. Стихотворение «Сентябрь» было впер вые опубликовано в сентябрьском номере газеты «Пионерская правда», а потом вош ло в его книги. ВРЕМЯ ВЕСЕЛЫХ СКВОРЕЧНИКОВ Школа, в которой я преподавал техни ческий труд, готовилась ко Дню птиц. Есть такой, пожалуй, в каждой школе, инициати вой учителя биологии и учащихся-друзей природы, неофициально установленный день. В нашей школе в мое педагогическое время, он отмечался ежегодно и всегда в пер вую неделю апреля — время прилета сквор цов. К этому знаменательному дню в школе готовились заранее, составляли свою про грамму. Одним из пунктов этой программы было задание учителю столярных дел изго товить на уроках труда скворечники. Ученики всегда с большим желанием и любовью принимались за эту интересную, увлекательную работу, руководствуясь чертежом, который я для них вывешивал на уроке, сопровождая еще и рассказом о пользе этих птиц в природе и в сельском хо зяйстве, и что настоящая весна начинается с песни скворца. В школе, помнится, даже была такая пластинка с записью голосов ве сенних птиц. Пластинку ставили на проиг рыватель — и мастерская наполнялась зву ками весеннего птичьего многоголосья, и в этом хоре отчетливо выделялась примеча тельная песня скворца. За окном — февраль, еще стояли крепкие морозы, бушевали ме тели, а у нас в мастерской уже — весна. Вот под такую птичью музыку проис ходило с помощью простого столярного ин струмента рождение сказочного чуда — дворца для скворца. Этих дворцов за мои учительские годы учениками было изготов лено довольно много. Время для этого было более благодатное... На этот раз на последнем занятии в кон це третьей четверти работа была закончена полностью. Ученики составили свои изде лия в один ряд на шкафы — и ушли на кани кулы. На другой день я пришел в мастерскую поработать в одиночестве, привести в рабо чее состояние некоторый инструмент и сде лать кое-что в домашнее хозяйство... Кани кулы — они для детей, но не для учителей. Работаю. И вдруг вижу: под окнами остано вилась легковая машина, а из нее выходит... Белозёров и смотрит на окна: в мастерской я или нет? Стучу в окно, бегу открывать дверь запасного входа (Тимофей Максимович уже однажды приезжал ко мне в мастерскую, ему нужно было просверлить на станке какую- то деталь для машины). И вот опять неожиданный приезд. Бело зёров входит в мастерскую и сразу замира ет, широко раскрыв глаза от удивления и про износит: — Вот это да-а-а! Такого количества скворечников видеть не приходилось! А сколько света от них исходит! Тут и я замечал: действительно, доми ки, изготовленные из свежих сосновых до сок, как бы источают яркий свет. А я при вык видеть их, и мое видение притупилось. А свежий взгляд поэта и фантазера — это подметить. Тимофей Максимович подошел побли же к строю скворечников и продолжал: — Посмотри, у них — веселый вид. Вес ну, видимо, чуют и про себя радуются: сквор цы где-то уже летят... Вон тот мне явно улы бается. А вон тот вроде хочет сказать: о-о-о, как хорошо-о, что я родился на свет! Тот, что рядом с ним говорит мне: гото-о-ов я, поды май на то-о-ополь! Ему даже кто-то нос и глаза пририсовал. Веселые скворечники! У них, кажется, даже характер есть. Вон тот скво речник явно гордец — ишь как нос задрал, а вон тот важный, как генерал, так и выпятил ся вперед!.. И снова, обращаясь ко мне, с улыбкой сказал: — Веселые у тебя скворечники полу чились! — Так ведь кто их изготовил? Веселые ребята! 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2