Сибирские огни, 2004, № 11
        
 В маленькой тесной комнате отдела куль туры газеты каждый понедельник по вече рам высиживал он положенное время, при нимая всех стихотворцев от пионера до пен сионера с одним стихотворением или с тол стыми засаленными тетрадями. Бывали та кие сочинители, которых приводили за руку мамы или бабушки. И с каждым Тимофей Максимович вел серьезный душевный, а подчас и довольно трудный разговор. Радо вался удачным строчкам, огорчался неудач ным. И, конечно, если стихи молодого или только начинающего автора отвечали его требованиям, а значит, законам поэзии, они находили место на страницах газеты, иногда и с напутствием самого консультанта. Я пришел как раз в тот момент, когда он, мрачный, мучительно доказывал пожилому человеку в военной форме, прикуривая одну папиросу от другой, что его стихи, написан ные на военную тему, не являются поэзией, не несут читателю ничего нового, поэтому рекомендовать их к публикации он не мо жет. Вот таких безнадежных графоманов от шивал безжалостно... Моему появлению он искренне обра довался. Стихи посмотрел внимательно. Выб рал лучшие, на его взгляд. Но в газете потом появилось только одно стихотворение в под борке с другими авторами, но и это было для меня большой радостью. Из Дома печати вышли вместе и про шлись тротуаром до Ленинградской площа ди. На сей раз, прощаясь, он сказал: «Прихо ди. Звони... Тебе нужно общаться с поэта ми...». С этого вечера он стал моим учите лем, а несколько позже и другом, несмотря на десять лет разницы в возрасте. И дружба эта продлилась пятнадцать лет, до самой его безвременной кончины. * * * В 60-е годы, когда я учился в институте, и после, интерес к поэзии был высок. Всякое что-нибудь значащее дарование замечалось и поддерживалось. В поэзии была пора эст рады. В Москве гремели знаменитые шести десятники... И в Омске появились молодые поэты, смело выступающие с подмостков перед многолюдной аудиторией. Особенно славились театрализованные выступления молодых знаменитостей в студенческих кол лективах педагогического, медицинского и сельскохозяйственного институтов. Тогда в Омске было только две областных газеты: «Омская правда» и «Молодой сибиряк». Они ежемесячно предоставляли страницу для молодых талантов. Самой активной была молодежная газета, где каждый месяц появ лялся «Поэтический альманах», крестным отцом которого был известный тогда в Омс ке поэт Владимир Пальчиков. После него долгое время составлял эти «альманахи» ли тературовед Александр Лейфер. И мне до велось выпустить «альманах» молодых по этов, когда я руководил литературной студи ей при молодежной газете. В этом «альма нахе» — а печатался он уникально, на всех страницах сразу и, вырезанный, складывал ся в книжку — можно было видеть рядом стихи профессионала и начинающего авто ра. Печатался там и Тимофей Белозёров. А один «альманах» в 1973 году был полностью «белозёровским» и назывался по заглавию одного рассказа — «Заколдованная роща». Позже с таким же названием вышла и книж ка в издательстве «Детская литература». ПОХВАЛА ЕЛЕНЫ БЛАГИНИНОЙ В русской поэзии имя Елены Александ ровны Благининой (1903— 1989 гг.) хорошо известно. Писала поэтесса в основном для детей, хотя есть у нее и произведения, адре сованные взрослым. С Белозёровым они познакомились в каком-то столичном детском журнале. Сти хи сибиряка ей понравились, они оказались близкими Благининой по тематике, по сти лю, по духу. Она следила за творчеством по эта, способствовала продвижению его руко писей в столичных издательствах. В одной из внутренних рецензий на книгу Белозёрова, выходившую в «Детской литературе», она дала точную характеристику его стихам: «Сти хи Белозёрова хороши тем, что они натураль ны, как все, что окружает автора. Они — ве тер и солнце, птицы и звери, цветы и снег... В них нет ничего такого, что вызывало бы удив ление: ах как это он здорово закрутил! Зато они обладают редкой особенностью совер шенно точно передавать настроение поэта, к чему бы он ни прикоснулся — будь то пимы, которые ладит дед, или кузнец, подко вывающий коня...» Имя Елены Благининой он часто упо минал в разговорах, считал своим покрови телем и учителем. Книги для детей у Елены Александров ны выходили почти ежегодно, а вот для взрос лых — редко. Где-то в середине семидесятых годов книжка для взрослого читателя, не большая по объему, как и большинство вы ходивших тогда в столичных издательствах поэтических книжек, была подарена Белозё рову с автографом — и он ею очень доро жил. Называлась она «Складень». Хорошо помню этот в зеленой обложке с портретом автора сборник. Тимофей Мак симович показывал его мне и другим моло дым поэтам, которые приходили к нему в 185
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2