Сибирские огни, 2004, № 11
ВЕРА КАШКАЛДА ‘j№ u i СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ «И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нем думают, но практически нет четкого представ ления. .. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе цитируются и мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны. Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди, и они будут влиять на окружающую среду. Так что самое важное — это создание кадров». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993, с. 89). Рерих предупреждал молодежь, что в жизни нет ничего легкого, и только труд ности учат полезному. В жизни надо опасаться будничного бездушия... Каждые семь лет все клетки нашего тела перерождаются. Они несут на себе впе чатления всего, что человек думал в тот или иной момент. Все чувства, переживания отпечатываются на этих клетках. Поэтому следующий этап уже становится легче». * * * На родине произошло народное и официальное признание Николая Константи новича и Святослава Николаевича Рерихов. Многие люди осознали, что их искусство объединилось с историей русского искусства. Гениальное творчество Рериха-стар- шего и Рериха-сына — это две высокие духовные вершины стали ориентиром для многих художников XXI века и людей, ищущих истину и Высший Мир. После окончания выставки С.Н. Рериха в Москве, она была направлена в разные города, где её торжественно встречали многие зрители. В 1975 году я привезла выставку С. Н. Рериха из Улан-Удэ в Новосибирскую картинную галерею. Творчество Святослава Николаевича пользовалось большим успехом у сибирских зрителей. Выставку приезжали смотреть из области школьни ки, студенты, туристы... В Сибири объединились картины Н.К. Рериха и его младшего сына. Зрители с интересом смотрели картины и пытались понять, что у них есть общее и в чем их отличие. Но когда высоко на небосклоне светят две звезды, то нельзя измерить их Свет, а можно только любоваться каждой в отдельности. Был разработан план встречи. Мы мечтали познакомить Дэвику Рани и Святос лава Николаевича с фондами картинной галереи и показать наш город, организовать встречи с интеллигенцией и учеными. И, конечно, мы хотели повторить путь, кото рый совершили в 1926 году Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Нико лаевич: Барнаул, Бийск, долина Верх-Уймон, Белуха. Неожиданно к нашей большой радости из Индии пришло письмо от Святослава Николаевича на имя директора: «Уважаемая Мария Ивановна, С большим удовлетворением и радостью приношу в Дар Новосибирской кар тинной галерее пять моих картин за следующими номерами и названиями: 1. / 94. «Гималаи» 2. / 123. «Синиолчу» 3. /175. «Манду» 4. / 55. «Мы все нашептываем» 5. / . «Кочевники из Спити» Пусть этот скромный Дар — вклад в культурную жизнь Сибири несет всем славным сынам этой замечательной области мой горячий привет и мою глубокую веру в будущее этой сказочной и Великой Земли. С сердечным приветом, уважающий Вас Святослав Рерих. 12.04.76. Пролетели годы. Новосибирцы не теряли надежду и ждали дорогих гостей из далекой и духовно близкой Индии. До нас доходили вести, что Святослав Николаевич принимал активное участие в создании в Москве Фонда Рерихов и музея Н. К. Рери ха. Цель Фонда, который был переименован в Международный Центр Рерихов, изу чать наследие Рерихов, печатать труды, пропагандировать искусство. С. Н. Рерих передал безвозмездно в дар русскому народу архив родителей, научные труды, ре ликвии. Он подарил Международному Центру Рерихов 288 картин (их присвоили сотрудники Государственного Музея искусства народов Востока и закрыли в храни лище от народа). 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2